пятница, 7 апреля 2017 г.

"...И я уйду. А птица будет петь, как пела..."(c).ХУАН РАМОН ХИМЕНЕС (JUAN RAMON JIMENES).





 Мне сегодня захотелось вспомнить одного из своих любимых поэтов,с чьими загадочными произведениями связываю минуты вдохновения,ностальгии,меланхолических мечтаний и падений в густую темноту эмоций с горьковато-щемящим привкусом.Хуан Рамон Хименес - относится к числу тех редких людей,чьи слова прочно "вросли корнями" в моё вечно терзаемое трудновыразимой скорбью фиолетовое сердце.

КОНЕЧНЫЙ ПУТЬ

...И я уйду. А птица будет петь,
как пела,
и будет сад, и дерево в саду,
и мой колодец белый.

На склоне дня, прозрачен и спокоен,
замрет закат, и вспомнят про меня
колокола окрестных колоколен.

С годами будет улица иной;
кого любил я, тех уже не станет,
и в сад мой за беленою стеной,
тоскуя, только тень моя заглянет...

И я уйду; один - без никого,
без вечеров, без утренней капели
и белого колодца моего...

А птицы будут петь и петь, как пели...


 Думаю,многим,как и мне,эти строки знакомы благодаря книгам Карлоса Кастанеды.В далёком 2007-ом г.,записав их на корочке тетради по дизайну,словно чтобы хранить при себе частичку чужой души - я уже ощущала сходство собственного восприятия действительности с мироощущением автора.Несомненно,таким образом выделенный Сатурн в VIII-ом доме в карте рождения - откликался на присутствие астрологического "собрата-двойняшки" в другом человеке.

 Один из лучших представителей испанской поэзии высокого стиля,Хуан Рамон Хименес - на счастье или на беду - был "носителем" энергии мощнейшего стеллиума в  VIII-ом доме в Тельце,включавшего в себя Юпитер,Сатурн,Нептун,Плутон и Весту.Наличие такого стеллиума (особенно если речь идёт о гороскопе персоны творческой,неординарной) хороший астролог или любитель астрологии,на мой взгляд,легко может уловить ещё не набив в программке данные человека - и не открыв заветный кружочек с символами.




 Выраженная стихия ЗЕМЛИ в VIII-ом доме в натальной карте - это ВСЕГДА трагизм или даже тяга к стрессам,к переживанию острых эмоций настолько глубокая,словно она внедрена в саму ПЛОТЬ человека.В его органы,стенки сосудов(Телец);кости(Козерог);нервы и клетки головного мозга(Дева как знак Меркурия).Земной восьмидомник,вставший на тропу творчества,желая того или нет - в своих работах будет обречён запечатлевать отражения лика Смерти в вещественном и повседневном.

 Сатурн\Козерог в VIII-ом доме - в моём понимании символизирует придание завершённой формы(строгой практической концепции) идеологическим принципам,возникшим ранее,"под знаком Стрельца".А так же - доскональное(окончательное) освоение инструментов и средств труда(в том числе и художественных).В результате влияния Козерога(Сатурна) на VIII-ое поле гороскопа(или наоборот))?..) - личность творческая осознаёт,что даже такое зыбкое явление ,как трансформация - может стать неотъемлемым "элементом" жёсткой концепции (традиции).

 Приведу здесь пример,который близок мне самой.Поиски СМЫСЛА в сюрреализме,кружок Андре Бретона в военные и межвоенные годы - архетипически во многом соответствовали характеру Стрельца(хотя - не только,и мой вывод не касается каких-либо транзитов\ингрессий планет в знаки.Полное обновление восприятия искусства,его целей - так же в духе Скорпиона,например...а фанатичный отказ от шаблонов,устоявшихся в некой среде норм поведения и принципов работы - ассоциируется с проделками Водолея\Урана.Но сейчас эту тему развивать я не планирую,мне важнее через простые символы показать читателю,в чём,по моему мнению,заключается суть сочетания "земля-восьмой дом" - и именно к этому потихоньку приближаю мысль...). 
 Итак,даже личный идеологический порыв Сальвадора Дали,уже вне сообщества,созданного и курируемого Бретоном - бесспорно,был искромётным экспериментом,запущенным по вдохновенному зову души,с надеждой и верой(любой,кто ознакомлен с мемуарами Гения - мигом согласится в этом со мною...а любой,кто ознакомлен с его натальной картой - тем более...).Всё вышеназванное в Астрологии - представляет собою яркие(положительные) грани эгрегора Стрельца\IX-ого дома.Результат же,к которому приводят такие поиски смыслов - область владений Козерога\Сатурна!

 Великий Дали неосознанно предсказал,что человеческий разум,наигравшись в сюрреализм как в ЯВЛЕНИЕ в XX-ом веке - по обыкновению,сумеет втиснуть и нечто столь масштабное\иррациональное - в рамки ЖАНРА\МЕТОДИКИ(холодной конструкции,имеющей практическую,жёстко установленную цель):"Отказ от традиции - это,увы - тоже традиция!".

 Так вот,для меня сочетание знака Козерога\планеты Сатурн с  VIII-ым полем гороскопа - идентично восприятию сюрреализма людьми дня сегодняшнего.Освежение взглядов на морально-эстетические(это не опечатка,именно эстетические))...) задачи изобразительного искусства в XX-ом в. впоследствии вылилось в очередную творческую концепцию,со своими законами.А там,где есть закон(ТРЕБОВАНИЕ к исполнению чего-либо) - нет места дальнейшему идейному движению(развитию)с точки зрения социума\его части(IX-ый дом Стрельца).Некий ПИК в определённой сфере деятельности достигается,и,более того - сама прежде вдохновенная,"огненная" мысль - превращается в завершённую ментальную и\или реальную модель.Так я чувствую переход из энергетики Стрельца к "Мрачному суровому Царству Хроноса".

 Однако,наличие натальной планеты\светила\фиктивной точки(пусть и земной) в  VIII-ом доме - априори подразумевает как раз необходимость резких эмоциональных "скачков" с целью ОБНОВЛЕНИЯ,ОБНУЛЕНИЯ,перерождения психики.Следовательно,сюрреализм как опыт\поиск себя - имеет место быть и в XXI-ом в.,когда успели появиться на свет люди со зловещим стеллиумом из Сатурна,Урана и Нептуна в Козероге.Но данный путь - уже не будоражит умы масс.Сегодня - это лишь интерес отдельно взятых персон,способ личностного роста,без высокой вероятности обнаружить абсолютно новую,сверхценную идею для других.Уже не сюрреализм даже,а поп- или пост-сюрреализм(ага,последнее слово - изобрёл автор данного сюрреалистически-лирически-астрологически-философского эссе)),вторя бездушной эре постмодерна...).

 Вот почему я написала некоторые свои измышлизмы о любимом явлении в искусстве в этой заметке.Возникновение пост-сюрреализма в XXI-ом в. - удачно раскрывает,в чём состоит смысл странного тандема Сатурна(Козерога) и VIII-ого дома гороскопа в астрологии.Такое объединение - почти что сочетание несочетаемого!Это Вечность,жаждущая ощутить,запомнить,где-то зафиксировать сам миг Смерти(не обязательно физической - возможно,и духовной),"остановить мгновение".Возможно,поэтому мне близки произведения других персон с Сатурном в VIII-ом поле гороскопа.Все эти люди чувствуют присутствие Смерти здесь и сейчас,как никто.И могут поделиться своими впечатлениями очень нетривиально...

 Теперь,возвращаясь к Хуану Рамону Хименесу и подчёркивая нахождение у него стеллиума в Тельце в VIII-ом поле натальной карты - мне нетрудно объяснить,откуда "ноги росли" у постоянных депрессий Гениального поэта своего времени."Угрюмый смертоносный Боженька" Сатурн в мистической близости от местоположения единоличницы-Весты в горосокпе наделил Хименеса истинно-глубоким интересом к проработке тематики Смерти через искусство.Горечью утраты(близких или событий и чувств прошлого) - пронизано множество стихотворений Хуана Рамона.Телец же - это знак ТАКТИЛЬНОЙ чувствительности и чувственно-окрашенного эстетизма.Я бы сказала,что в произведениях Хуана Рамона часто можно отметить буквальное воплощение ощущения присутствия совсем рядом с лирическим героем "призраков прошлого" (посредством словесных оттенков).

 Соединение Юпитера и Нептуна в Тельце VIII-ом поле гороскопа - указывает на чрезмерную для человека "среднего"(посредственного?..),но столь важную для поэта мечтательность.Грёзы Хименеса увлекают читателей в его мрачную реальность Смерти и Прощания - с любимой женщиной,с дорогой сердцу землёй...(со всем,что запало в душу,но по видимым одной хитрой Судьбе причинам - осталось далеко от лирического персонажа).

 Хуан Рамон тяжело переживал уход близких из жизни,не раз лечился от депрессии в клиниках.Вынужденная эмиграция в 1937г.,без перспективы возврата назад  - была ещё одной причиной его болезненного восприятия действительности.


 Дом брака(VII) поэта - охватывал лишь знак Овна,а Марс как сигнификатор этого поля - находился в Раке,почти на МС .Так же,Марс Хименеса стоял в оппозиции к натальному Солнцу в Козероге,в свою очередь зафиксировавшемуся чётко на IС ! (Этот аспект сулит,что значимый партнёр по жизни,супруг\супруга человека - весьма вероятно,будет каким-то образом связан с его профессиональной деятельностью\достижением наивысшего статуса в карьере либо обретением некой власти.Женой,Музой и верной помощницей Хуана Рамона стала Зенобия Кампруби - писательница,переводчица,наполовину пуэрториканка,наполовину каталонка(что удачно коррелирует с положением и Венеры поэта в Стрельце,и управителя его V-ого натального поля гороскопа в самом сложном для понимания 12-ом доме).Так же,чтобы долго не "лить воду" по поводу личности супруги Хименеса(всё-таки моя статья не о ней) - добавлю здесь общеизвестную информацию:

" She later lived in the United States, studied in Columbia University, and spent the duration of the Spanish Civil War (18 July 1936 – 1 April 1939) writing her Diario ("Diary") in Cuba. Her brother, José Camprubí, was owner and publisher of La Prensa, New York's most important Spanish-language daily newspaper, from 1918 to 1942.

She eventually became a professor at the University of Maryland before her death from ovarian cancer, aged 69, in San Juan, Puerto Rico, two days after her husband Juan Ramón Jiménez received the Nobel Prize in Literature"(
с).


 Точное время рождения писательницы неизвестно,поэтому судить о синастрии с Хуаном в целом,естественно,не возьмусь.Но любопытно,что у Кампруби - так же,как и у её мужа,была холодная Водолейская Луна.А Солнце в Деве - знаке планеты-диспозитора V-ого дома Хуана(это поле на предмет притяжения,привлекательности личности для рождённого - и вероятного образа Музы - исследовать нужно обязательно!).

 По положению Солнца и Марса Хименеса - чётко просматривается сильная душевная привязанность персоны к Родине.То есть,несмотря на весьма гармоничный IX дом (после расширения границ(всяческих) и дальних поездок в Астрологии) - "центр личности",печальное основное светило в Козероге -  мешало Хуану Рамону быть счастливым на чужбине.Сам по себе IX дом  гороскопа героя моего эссе - был "красивый" целиком и полностью:в мутабельных,гибких и лёгких на подъём Близнецах,с диспозитором в ещё более реактивном и активном знаке Стрельца(в доме воздушного тригона).Лунные Узлы поэта(зашифрованная в карте главная "кармическая" задача человека) - на оси IX-III,снова в Близнецах и Стрельце.С этими показателями(без учёта транзитов,дирекций и прочего) - перемещения персоны по земному шару не должны были являться серьёзной проблемой - что совпадает с реальностью.Путешествовать Хуана Рамон любил.Однако,с трудом долго выдерживал на новом месте(Близнецы на куспиде 9-ого дома)+способность адаптации к среде - подпортил мрачный IV дом в Козероге,под управлением ретроградного Сатурна в VIII поле стрессов...в детстве Хименес был болезненным ребёнком,много времени провёл в старинном доме с мраморными лестницами и слугами,не особенно контактируя со "внешним миром".Либо - в виноградных рощах и в компании виноделов(так как этим занимался дядя будущего выдающегося поэта-модерниста.В 11 лет родители отправили Хуана Рамона в портовый город близ Кадиса,Пуэрто-де-Санта-Мария,в монастырский колледж.Потом Хименес поступил на факультет права в университете Севильи,а так же начал практиковаться в живописи.Но после первой публикации своих произведений - в столичной газете "Новая жизнь",привлёкшей внимание известных в то время поэтов,в том числе Рубена Дарио(одного из основоположников модернистского течения в испаноязычной литературе,жившего на тот момент в Испании) - бросил обучение)...).В общем,не имеет сейчас смысла пересказывать всю жизнь великого поэта - кому интересно,тот может почитать статьи литературоведов,к примеру.Но даже рассмотрев лишь события юности Хуана Рамона,я уже увидела,насколько чётко здесь програлись "по полной" темы III-его и IX-ого полей гороскопа(выраженная ось III-IX,заполненность этих домов яркими "элементами" - один из важнейших "звоночков" в натальной  Астрологии,указывающий на графоманию либо на литературный талант.В случае Хименеса - бесспорно второе).

 Есть ещё один момент,который я бы хотела осветить в связи со своеобразностью творчества Хуана Рамона.Мне лично в его стихотворениях видится нечто....английское.Сложно назвать эту одержимость призраками Смерти,возникающими на фоне погружения души в беспробудную ночь - "чисто испанским" настроением.Для Испании как таковой,вне контекста какого-либо конкретного вида искусства -  всё-таки характерен сюжет борьбы персонажа со Смертью,я считаю.Типичный же герой Хименеса - одинокий меланхолик,мизантроп,задающий риторические вопросы в пустоту и иногда скорбящий по упущенному.Интересное замечание в своей работе о творчестве Хуана Рамона приводит Виктор Ерёмин,просто процитирую его:"Характерной чертой поэзии Хименеса стал цвет. В этом ему, конечно, помогло увлечение живописью. Данная особенность весьма важна для понимания творчества Хименеса, поскольку в испанской поэзии существует цветовая символика. Так, к примеру, белый цвет символизирует грусть, красный — страсть, чёрный — смерть, лазурь — красоту. В понимание последнего цвета поэт внёс ещё одно существенное дополнение: лазурь — Бог. Хименеса называют импрессионистом испанского стиха, но отличие его от истинных импрессионистов в том, что поэт сохранил в своей палитре чёрный цвет.".

 Так же,нельзя не упомянуть,что кроме лирического образа рассказчика,в произведениях испанца постоянно (!) фигурируют космологические,оккультные архетипы.Молчаливая,но любимейшая героиня стихотворений Хименеса - это Луна.В натальной карте депрессивного поэта я,помимо Солнца в доме ЛУНЫ и Марса в знаке ЛУНЫ(связанных напряжённым аспектом) узрела холодную,отрешённую ото всего мирского и примитивного Луну в 25 гр. Водолея (удивительно,что Луна моего самого любимого музыканта,автора и исполнителя песен - Луна находится ровно в том же гр. Водолея...совпадение))?Да неужели...).

 Итак,женское светило  одного из главных испанских модернистов - было в зловещей квадратуре к VIII-домному Плутону(в моём понимании - этот аспект даёт эмоциональную взвинченность по темам задействованных домов,даже агрессивность  -  но не перманентную,возникающую резко.На транзитах,например...).Луна Хуана Рамона - обитала в V-ом доме удовольствий и творческого импульса,что только добавляло деструктивности её обладателю.Вторая личная иньская планета Хименеса - так же поэтично располагалась в бесплотном мутабельном Стрельце и получала массу творческих озарений от квадратуры с Ураном в Деве в XII-ом доме фантазий и тайн.

 И добавлю последний,маленький изящный штришок к портрету утончённого страдальца-невротика Хуана Рамона его Лилит господствовала в знаке Льва.Такое положение этой теневой точки -  обычно подразумевает сильнейшую страсть к самовыражению,трудно осознаваемую и выводимую "на поверхность".(Само эго - постоянно ощущает себя ущемлённым,нереализованным...).Для человека искусства - такой аспект полезен.

 Хуан Рамон Хименес завершил свой земной путь в 1958-ом г.,через 2 года после смерти жены,намучившейся от рака - не выдержав долгой тоски по ней...
 "Обычных" детей в этом мире он не оставил (что меня,например,не удивляет - при взгляде на гороскоп в целом,и,в частности - на Луну,Венеру,IV-ое и V-ое поля),но успел одарить землю таинственным и нежным призрачным светом своих слов...

Теперь - автор эссе молчаливо прячется в тень,чтобы предоставить возможность вновь "заговорить" - Самому Поэту:


УТРАТА.

Бесконечна ночь утраты

и темна стезя.

Умирающий уходит -

и вернуть нельзя.

Он все дальше от надежды

на пути своем.



Но несбыточней надежда

умереть вдвоем.



И не легче пригвожденным

к одному кресту.

Все равно уходит каждый

на свою звезду.



РЕКВИЕМ

Когда - в ночи - века являют

всей красоты своей сиянье,

земли глубинное единство

объемлет своды мирозданья.



И наша жизнь постичь разгадку

существования стремится:

мы все - равны, мы все - царями

в земле. Она одна - царица.



Ее бескрайний слышим голос,

огромный лоб ее над нами,

и собраны мы воедино

ее могучими руками.



И плоть людская - твердь земная,

и кровь людская - океан,

всех нас ее огонь сжигает,

всем нам единый воздух дан.



Она - навеки - вместе с нами,

и мы - навеки - вместе с ней;

за краткость жизни позволяет

узнать о вечности своей.



И нас высоким озареньем

земная одаряет твердь.

И нам надеждой; остаемся

в ней, что не знает слова "смерть".


 ............................... 


"Луна сквозь туман волнистый..."

"Казнить захочешь, так казни!.."

Спокойствие

Золото и мавр

Святая неделя

"Когда романтическая симфония отзвучала..."

Ростовщица

Католичка

Наваждение

"Над крышами скользнув, течет поток червонный..."

Печальный зимний отлив

Идет дождь

"Полнолунье наполнено запахом розмарина..."

Меланхолия наслаждения

"Эбеновый мрак текучий..."

Нагота

"Звезды сражались..."

"Если б только роз я жаждал!.."

Мелодия хоровода

Дети бегущие

"Щемящая боль забвенья!.."

"Божественно чистой росой окантован..."

"Отблески стекол цветных на мраморе пляшут..."

"Быть сильным или слабым? Что же..."

"У хрупкого хрусткого ветра..."

Черная чистота.

......................................



ЛИЛИЯ И СОЛНЦЕ
 

Мои слезы горьки, как море,

когда ты вздыхаешь весною,

я с тобой никогда не встречусь,

как не встретишься ты со мною.

Я могу умереть от горя,

когда ты идешь стороною,

я с тобой никогда не встречусь,

как не встретишься ты со мною.



БЕЛЫЕ ПЕЧАЛИ.



Он


Захотелось луне -

той, что плачет ночами, -

прикоснуться к земле.

Может, знаешь зачем?

Чтоб меня опечалить?



Может, знаешь, откуда

эта прихоть луны?

Не с того ли случайно,

что жасмина и нарда

белизну облачала

эта ночь и сливался

аромат их с лучами...

Или просто затем,

чтоб меня опечалить?..



Может, знаешь, зачем

белый свой аромат

лепестки излучали?



Для чего в белый траур

ночь тогда облачалась

и, целуя меня,

ты сквозь слезы смеялась

здесь, на этой земле...

Чтоб меня опечалить?..



Этот смех, эти слезы -

что они означали?

И твои поцелуи...


Она


Так... Хотела тебя опечалить.



x x x



Мне снилось сегодня ночью,

что сбылся вчерашний сон,

но ласков и беспощаден

был утренний небосклон.



Как нежно ложились тени

вчера на исходе дня!

Казалось, душа родная

пришла навестить меня.



Пришла из иного мира

и долго была в пути,

но с ней аромат надежды

успел до меня дойти.



И шла она, будто знала,

что путь одинокий крут

и дни мои - словно слезы,

которые все бегут.


x x x 


Я не вернусь. И в потемках

теплой и тихой волною

ночь убаюкает землю

под одинокой луною.



Ветер в покинутом доме,

где не оставлю и тени,

будет искать мою душу

и окликать запустенье.



Будет ли кто меня помнить,

я никогда не узнаю;

бог весть, найдется ли кто-то,

кто загрустит вспоминая,



Но будут цветы и звезды,

и радости, и страданья,

и где-то в тени деревьев

нечаянные свиданья.



И старое пианино

в ночи зазвучит порою,

но я уже темных окон

задумчиво не открою.


x x x




...Par delicatesse
J'ai perdu ma vie.

A. Rimbaud {*}

Черный ветер. А в черном ветре
ледяная луна бела.
В эту Ночь Всех Святых повсюду
причитают колокола.
Со свинцового неба в духе
романтизма минувших лет
на сухие стволы часовен
темно-синий струится свет.
И гирлянды цветов, и свечи...
Как рыдают колокола!
...Черный ветер, а в черном ветре
ледяная луна бела.
Я бреду по дороге - мертвый,
в сонном свете, но наяву;
и мечтаю, мертвец, о жизни,
безнадежно немой, зову
тех, кто сделал меня безгласым...
Пусть искусаны до крови
мои губы, но снова красной
стала кровь моя от любви.
Сердце требует возрожденья,
тело - сильных и нежных рук,
улыбнуться мечтают губы
и, прорвавши порочный круг,
искупить проливные слезы
всех изведанных мною мук.
Только разве отпустит сердце
глубочайшая из могил?
Завтра год, а быть может - больше,
как его я похоронил.
Холодок сентиментализма.
Черный ветер. Луна - бела.
В эту Ночь Всех Святых повсюду
причитают колокола.

{* Из-за нежности я погубил свою жизнь. А. Рембо (франц.).}



x x x


Холодные радуги в зарослях сада,

размокшие листья в затопленной яме,

и сонный ручей под дождем листопада,

и черные бабочки над пустырями...



Больная трава на развалинах давних,

на старых могилах, на мусорных кучах,

фасады на север и плесень на ставнях,

агония роз, и доныне пахучих...



Тоска о несбыточном, о непонятном,

о том, что исчезло, да вряд ли и было,

и темные знаки на небе закатном,

и тот, кому горько, и та, что забыла...



КОМНАТА.


До чего же спокойны вещи!

Рядом с ними всегда уютно.

Их руки и наши руки

встречаются поминутно.



Они не мешают мыслить,

тактично-ласковы с нами;

сами мечтать не умеют,

но грезят нашими снами.



Им любо все, что нам любо;

они нас ждут терпеливо

и всегда встречают улыбкой,

застенчивой и счастливой.



Вещи - любовницы, сестры,

подруги... Из дней вчерашних

вы нам возвращаете щедро

падучие звезды наши!


x x x


Чуть желтеет луна за седой пеленою,

и сырой полумрак, как аквариум, зелен.

В золотистую муть под размытой луною

призрак сада плывет, как туман из расселин.



И цветы незнакомы, и горечь туманна.

И что было родного - утрачено снова.

И бессонный хрусталик в тумане фонтана

плачет мертвым напевом из мира иного



ОДИНОКАЯ ЛУНА.


Отзвучала сирена, и луна все печальней.

Потянуло с востока дорассветным туманом.

Лай собак замирает на окраине дальней,

и весь мир исчезает, потонув в безымянном.



Свет луны разольется по кладбищенским ивам...

Вспыхнет мох под луною на старинном соборе...

Заблестят ее слезы в роднике торопливом...

И земля опустеет. И останется море...


x x x


Щемящие сумерки позднего лета

и дом по-осеннему пахнет мимозой...

а память хоронит, не выдав секрета,

неведомый отзвук, уже безголосый...



Вдоль белых оград, как закатные пятна,

последние розы тускнеют лилово,

и слышится плач - далеко и невнятно

...забытые тени зовут из былого...



И чье-то мерещится нам приближенье,

а сердце сжимается вдруг поневоле,

и в зеркале смотрит на нас отраженье

глазами чужими и полными боли...


x x x


Встреча двух рук,

двух искательниц звезд,

в недрах ночных.



Как скована их

бессмертная белизна!



Нежные, вдруг

забывают про поиск, на миг

в замкнутом круге найдя

то, что так долго искали они

врозь.



Отказаться любить... Невозможность

как бесконечность.



НОКТЮРН.


Туча:

черный дымище

над кострищем горьких моих сновидений

нищих.



Звезда:

в безмятежной сини -

лампада сладких твоих сновидений

неугасимых.


x x x


Я не я.

Это кто-то иной,

с кем иду и кого я не вижу

и порой почти различаю,

а порой совсем забываю.

Кто смолкает, когда суесловлю,

кто прощает, когда ненавижу,

кто ступает, когда оступаюсь,

и кто устоит, когда я упаду.

x x x



НАСТОЯЩЕЕ.


Необъятное сердце

в ежедневном сиянии солнца

- дерево, шелестящее пламенем листьев, -

апельсин синевы небесной!

Будь великим только мгновение преходящее!



БЕССОННИЦА.


Ночь проходит, как черный бык, -

глыба мрака и страха с траурной шкурой, -

оглашая округу ревом, подобным буре,

сражая измученных и усталых;

и приходит день - белокурый,

жаждущий ласки ребенок малый,

который за далью где-то,

в обители тайны,

где встречаются все концы и начала,

поиграл мимоходом

на лугах заповедных,

полных тени и света,

с уходящим быком.


x x x


Ее речь отличалась от нашей

и была о предметах, каких до нее

у нас не касались. То были;

книга, природа, любовь.



Начиналась она непредвиденно,

точно утренняя заря,

так непохоже на все, что я видел в мечтах!

Всегда, точно солнце полудня,

она достигала зенита

совсем неприметно,

так непохоже на все, что случалось услышать,

А умолкала всегда неожиданно, точно закат.



Как далеко и как близко

от меня ее тело. Как близко

и как далеко от меня

ее душа!

...книга, природа, любовь.



ОДИНОКИЙ ДРУГ.

Ты меня не догонишь, друг.
Как безумец, в слезах примчишься,
а меня - ни здесь, ни вокруг.

Ужасающие хребты
позади себя я воздвигну,
чтоб меня не настигнул ты!

Постараюсь я все пути
позади себя уничтожить, -
ты меня, дружище, прости!..

Ты не сможешь остаться, друг.
Я, возможно, вернусь обратно,
а тебя - ни здесь, ни вокруг.



МУЗЫКА.


Внезапно, как взрыв

пронзенной болью души,

страсти струя раздробила

тень - так настежь открыв

балкон, женщина, в ливне слез,

в наготе, простирает до звезд

порыв умереть ради смерти самой,

безумие жизни преодолев...



И - все, не вернется вновь никогда, -

как женщина или вода, -

но останется в нас, взрываясь, дробясь

огнем или отблесками огней, -

до скончания дней.



МИНЕРВА.


Как черная ночь глухая

полнотою мысли моей набухает!

- Все затихает

под сенью тени!



Как проникает темень

в игольное ушко сокровеннейших откровений,

глядя застывшей зеленью звездного взгляда!..

Темень, сова извечных загадок...



БЕССОННИЦА.


Земля уснула. Я один сейчас -

ее бессонный разум...



Когда б она могла,

с несметными богатствами своими,

повиноваться мне! когда бы вдруг

ум чей-то новоявленный - мой ум -

стал управлять огромным этим телом!



О яркий день,

в котором, воплотясь,

томления ночные могут стать

той силою, что движет миром!

Дай мне проснуться завтра на заре

владельцем правды,

вечной и свободной!

 
ОНО.

Существует. Я видел.
Оно меня тоже.

Глубина и черная стройность -
оно возникало опять и опять
в белой молнийной прозелени,
как дивноокое древо ночи,
чередой чарующих бездн.

И я в себе ощущал всякий раз!
своей моментальностью молния словно
леденила мои ощущенья.

Существует: я видел и даже владел.
И оно меня видело и мною владело.



x x x


Только б уснуть этой ночью,

когда тебя уже нет.

Может, во сне, параллельном

вечному сну твоему, ненароком

я нападу на твой след.



Уснуть, закатное небо

на плесе речном, уснуть.

Пусть день двойной отсияет

впустую и два потока

вместе прервут свой путь.

Дважды ничто или дважды

все, если это хоть что-то...



...сном твою смерть отомкнуть!


РОЗЫ.

Ты мертва,
почему же печаль, как живая,
из очей твоих смотрит, по-прежнему черных?

Неужели на смерть обрекается радость?
И единственно вечное - наша печаль?



СОСТОЯНИЕ.


Утешаются сосны

дождями; розы -

листвой зеленой; а мужчина -

женщиной, звездами,

апельсином?..



Человек стремится, быть может,

к иному небу.

И все же, все же -

к любви (не к забвенью!).



...А если уродство бездны

приоткроется на мгновенье?..



Так мелькни же, свет!

Так обрушься, тень!

Перечеркните

непрошеное вторженье!



НА СКАЛЕ.


Одиночество, беспросветность?

Но ведь ты же - вода, но ведь я же - ветер!



Отвращенье, горечи привкус?

Но ведь я же - луч, но ведь ты же - ирис!



Пустыня, остров необитаемый?

Но ведь ты - душа, но ведь я - дыханье!



ВНЕЗАПНАЯ СТРАНА.


Что за яркий обман -

золотом и темнотою!



(В этой плоскости света

можно ли существовать?)



Что за игры азартные

у солнца со скалою!



(В той излучине мглы -

умирать?) .



ДАЛЬШЕ, ЧЕМ Я.


Последние вспышки заката,

за собой вы что увели? -

все мое, что исчезло в небе,

все мое, что взяла земля,

все мои затонувшие корабли?..



Что за далью, в этой дали -

дальше моря и неба,

дальше предельных пределов земли?



Дальше веков, что во мрак ушли,

дальше грядущих эпох,

дальше смертей и рождений,

распыленных в звездной пыли?



Дальше меня и моих озарений,

дальше снов, что быльем поросли,

дальше предбытия и небытия

моего - дальше моей неземли?



Дальше, чем я и мое ничто,

дальше, чем я в ничто - на мели

всех никуда, никогда и нигде,

дальше дали самой... и - дальше - вдали?..
 

x x x


Звезды сражались

на полях небосклона.



Под черными шатрами

пересверк зеленый,

фейерверк червонный.



Звездное слово - лазоревое пламя, -

земли касаясь,

рассыпалось звоном

над затишьем сонным.


x x x


Если б только роз я жаждал!..

Только звезд - и больше ничего!..

Но в явленье малом каждом

вижу то, что видно сквозь него

x x x

 

ИДЕТ ДОЖДЬ.


Меня баюкает ливень; баюкает, словно

каких-то стихов незнакомых нежные ритмы...

О закоулков зеленый сумрак! - к нему прикован

взгляд черных глаз, печальных и полуоткрытых.



Замкнуты двери. Приглушенно звучит беседа...

Говорят, что наша душа скитается где-то

дождливыми вечерами...

В глубине коридоров

сны проплывают облаком еле заметным...



Улица вся промокла. Дрожа, хоронятся птицы

под плющом густолистым. Школьницы мчатся стайкой,

книги к новорожденной груди прижимая,

под огромными бабушкиными зонтами.



Вот и глаза открылись... Перекрученной нитью

струи тянутся с неба... И, говоря откровенно,

надоело смотреть на игру пузырей мгновенных,

на зеркало тротуара в наплывах пены



ДЕТИ БЕГУЩИЕ.

Дети, которые пели весь день,
завтра песню опять запоют.

Но не вернется ушедший день.

Завтра, завтра - кричат упрямо, -
завтра сильней запахнет сирень,
завтра громче колокол грянет,
завтра под солнцем исчезнет тень.

Но не вернется ушедший день.

Это бегство спешное из сегодня
к новым рассветам, к иному огню,
к новым деревьям шажок - с дороги,
куда не поставишь опять ступню.

Бегство, бегство к смертному дню.

Другое солнце, другие воды,
лестниц иных иная ступень -
ибо все, что было вчера, нисходит
за умершим днем в могильную сень.

И не вернется ушедший день.

Дети, что бегали целый день,
завтра снова начнут беготню.

Бегство, бегство к смертному дню.



x x x

Щемящая боль забвенья!

Лоб, огромная кладовая,
где собраны памяти звенья,
где навсегда остались
исчезающие мгновенья.

Как удивительна вечность
вещей преходящих, случайных!
и радость не иссякает, и горе
всегда изначально...

Все рассветы и все закаты.
Все прощанья всех расставаний вечерних;
всех полночей все звездопады;
всех возрастов женщины,
устремившие к солнцу взгляды...


x x x


Божественно чистой росой окантован,

влажным забвением скован, перед рассветом

городишко кажется средневековым.



Но солнце ему возвращает снова

современной эпохи приметы.


ЧЕРНАЯ ЧИСТОТА.

Твои глаза, они взирали
в мои глаза. И разливали
черноту... Как в августе жасмин,
сверкнули звезды черными кострами,
и в беспредельной глубине Севильи
оделась крепом траурным Хиральда.

От этой яркой тени
я ослеп! Спокойные глаза играли
чернотой и ласково и дерзко,
и затмевали свет, и медленно стирали
все прочие цвета!

Во имя этих глаз -

да будет черной чистота!

........................................................................................................................................... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий