суббота, 19 мая 2018 г.

МАМА !! (Моя рецензия на фильм Паскаля Ложье "Ghostland", 2018).


 В качестве предисловия к тексту : в завершённом виде его не перечитывала,только частями,при редактировании - ибо ощутила,что потусторонние силы из меня итак вытянули творческую энергию на целый месяц вперёд,пока трудилась над рецензией.(Свежая картина Паскаля Ложье,"Ghostland" - ПРИЗРАЧНОЕ возвращение Милен Фармер в кино - обладает некой черномагической энергетикой.По смысловой и эстетической нагрузке,имхо - она заслуживает аж 9 баллов из 10-ти ! ОДНАКО ! Работа очень мощно воздействует на психику зрителя в том случае,если он в теме оккультизма - плавает как рыба в воде.Вот,меня затянуло в эту историю,словно в тёмный омут,откуда так сложно вернуться.Осилила пока только два раза зрелище сие : классная картина-вампир.Это даже символически отразилось во внешнем мире : на финальной стадии работы над "Страной Призраков" произошла трагедия -  актриса Тэйлор Хиксон (юная Вера),изуродовала лицо о декорацию - стеклянную дверь,об которую по сюжету яростно билась в надежде выбраться из дома.Обычно для съёмок такого плана используют бутафорское стекло - но,видимо,Ложье одержим реалистичностью картинки в своих фильмах,посему съёмочная группа пренебрегла правилом безопасности во имя искусства.В результате нежное личико юной Тэйлор - будет выглядеть "разбитым" (перечёркнутым огромным шрамом от подбородка до щеки) до конца её дней.(Актриса подала в суд на компанию-производителя фильма).С рекламного постера картины же - зловещим образом взирает...именно "разбитая" фарфоровая кукольная голова - другой артистки,исполнившей здесь главную роль - Кристал Рид... :




 Мой отзыв о фильме - его ПРИЗРАК.ТЕНЬ.Такой же тёмный,такой же декадентский.Я не могу по-другому поведать о своих впечатлениях от этой истории.Возможно, какой-либо читатель посчитает,что у меня был просто весенний приступ СПГС.Это ничего не изменит - ни в моём восприятии картины,ни в тексте...




"Нет ничего другого,кроме духовного мира.То,что мы называем чувственным миром - есть зло в мире духовном,а то,что мы называем злом - есть лишь необходимость какого-то момента нашего личного развития".


Франц Кафка, «АФОРИЗМЫ.Размышления об истинном пути». 


 Я только что вернулась с показа фильма Паскаля Ложье «Ghostland» (2018).Записываю свои впечатления об этой запутанной и загадочной картине сходу (по традиции – от руки,а уже потом – на страницах текстового редактора) – иначе они ускользнут от меня,словно предрассветные призрачные тени  – нырнув в самые тёмные глубины подсознания.

 Смотреть фильм Ложье я шла с опаской :

Во-первых – была наслышана о его «Мученицах» – которых не рискну увидеть – ибо для меня важно,чтобы авторская концепция была реализована не слишком кровавыми красками.

Во-вторых, «Ghostland» – это внезапное возвращение в кино Милен Фармер.Пролетят года,но она (знаю,навсегда) – останется моей «la Fee Conductrice»...женщиной,которая помогла хоть немного приоткрыть завесу тайны параллельных измерений.И мне крайне дорог,как ныне подзабытая драгоценность – фильм Лорана Бутонна
«Джиорджино» – где рыжеволосая дива исполнила роль странноватой девушки Катрин (думаю,именно этот образ (пусть ему и был выделен не максимум экранного времени) помог зрителю сложить холодные осколки сюжета произведения в единую мозаику.Главного героя картины,лейтенанта Джорджо,возвратившегося живым (???) с фронта в деревушку Шантелу  – увлекает за собою в некий иной (послесмертный?) мир – Катрин Деграсс.Шедевр Лорана Бутонна,раскрывающий суть гнетущего огрубления и озлобления общества вследствие жестокого торжества войны (даже в тылу,даже временного) – тем не менее,получился на 70-80% сюрреалистичным).

У Милен Фармер и Лорана Бутонна – была (и сохранилась,отпечаталась пламенем в сердцах публики) своя,уникальная многолетняя история соавторства,синергии.Паскаль Ложье же – лишь снял на заре карьеры певицы яркий клип для неё ( «City of love» ).В сравнении с Лораном – это человек уже другой эпохи - и идейной направленности (и,соответственно – эстетической).Лоран,на мой взгляд – романтик,родившийся не в своё время.Паскаль...наверное,жестокий экспериментатор.Из разряда тех персон,садизм в чьём творчестве оправдан стремлением достичь интеллектуальных и\или специфично-эстетических целей. (Да и может ли быть по-другому,когда Венера Ложье – находится в Скорпионе ?).

В общем,меня тревожило что фильм «Страна Призраков» – вдруг станет лишь средством режиссёра и артистки напомнить публике о себе – скроенным из банальных «эпизодов-пугалок»,когда каждый шорох из-за угла сводит безликих персонажей с ума – а потом начинается садистский жесткач  – без смысла.Но мои опасения – были ошибочны. «Ghostland» оказался намного умнее,чем можно было вообразить.



Картина Паскаля Ложье – мрачное ПОГРУЖЕНИЕ в мир Лунный и Подлунный прежде всего.Её нужно не единожды пересмотреть,чтобы оценить  в полной мере – но пока у меня нет на это моральных сил.Фильмы ужасов и триллеры – обладают магнетизмом – и одновременно отнимают у зрителя личную энергию.Они словно берут её взамен на раскрытые тайны\знания,возможность через истории персонажей заглянуть в самые потаённые уголки своей души.

 Завязка сюжета «Ghostland» происходит на экране за считанные минуты.Семья,состоящая из матери и двух неразлучных с нею,совершенно разных по характеру и духовному уровню развития дочек – прибывает в Богом забытый городишко в Канаде и заселяется в дом,доставшийся им в наследство (?) от тети Кларисс.(ЧуднОй женщины,собравшей в своем мрачном «королевстве» коллекцию старинных игрушек,КУКОЛ,предметов интерьера,книг,постеров,пластинок и т.д.).В первый же вечер в новом жилище – на женщин нападает парочка (мягко говоря,не менее странных чем почившая родственница семейства) маньяков.Ими оказываются типы,ехавшие в ярмарочном разрисованном (вот здесь – клише) фургоне с мигалками и надписью «Хорошие вкусняшки для детей» по одной дороге с героинями : Полин (Милен Фармер),Бэт (Эмилия Джонс,Кристал Рид) и Верой (Тэйлор Хиксон,Анастасия Филлипс).Женщины посмеялись над необычным средством передвижения,обогнавшим их.А наглая Вера,вдобавок,показала водителю (который виден зрителю, лишь как машущий ручкой «чёрный силуэт» в окне) фак…

 Через 16 лет (?) после сего ужасного инцидента – обезумевшая сестра,так и продолжающая обитать вместе с матерью в доме тётки – звонит Бэт и просит её вернуться.Последняя,в свою очередь - чтобы сохранить остатки рассудка – написала случившемся роман.Теперь Бэт – известнейший автор хорроров – даже по TV у героини берут интервью.У неё есть любящий муж и сын.И вот,героине вновь предстоит отправиться в странный дом – вместилище своих ночных кошмаров…

 Далее – сюжет следует так же давным-давно проторенным сценаристами путём : постепенно выясняется,что половину происходящего во второй части фильма,включая живую-невредимую маму Полин – Бэт себе нафантазировала.Автор в каждый эпизод включает подсказки,призванные заставить зрителя понять :перед ним – искажённая реальность – такая,какой её нарисовало воображение юной писательницы.

 Уже в момент,когда «сестра просит о помощи по телефону» - Бэт пытается узнать,действительно ли нужно приехать – и у мамы.Но та – не берёт трубку…

 Любящий муж писательницы,будучи в курсе того,как она тяжело переживает трагедию,случившуюся в доме тёти  Кларисс (в том числе мучается от расстройства сна – её одолевают кошмары) – неправдоподобно легко отпускает жену в то жуткое место,навевающее ей мерзкие воспоминания – ОДНУ (!!!).

 Сын Бэт, «Арлекин» (имя мальчика не названо потому,что его попросту нет??..) – показан нам 2 раза – в клоунском костюме.Может,карнавальный костюм – всего лишь одна из многочисленных кукольных одёжек,увиденных впечатлительной особой в комнатах Кларисс ? Мальчик в фильме выглядит на редкость карикатурно – всё равно что игрушечный клоун.Не так ли видят детей 15-16-летние девушки ?



Прибыв в странный дом,Бэт обнаруживает,что мать «совсем не изменилась» (за 16-то лет жизни в глуши с больной дочерью ??).Вообще,зрителю сразу стоит задуматься – какая нормальная семья бы осталась в том доме после нападения двух садистов на много лет (!),даже ничего не изменив в интерьере  ??? Бэт говорит,что высылала матери деньги – и печалится из-за её ветхой одежды и дешёвого пива,которое женщина стала пить.В этих словах читается стыд дочери перед Полин,тянувшей их с сестрой в одиночку (и,судя по всему – никогда не сетовавшей на судьбу),и равноценно – любовь и восхищение.Мама – АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА в глазах Бэт.Думаю,в фильме показано - девушка не сомневается : даже если бы Вера осталась на всю жизнь невменяемой – Полин,с трудом сводя концы с концами – никогда не бросила бы её...в связи с данным смысловым планом картины – любопытно отследить эпизод,где сестра Бэт сбегает в чулан или в какое-то дальнее помещение дома,где приковывает к батарее и калечит себя – а мать,услышав вопрос о ключе от этой комнаты – продолжает дремать и в полусне отвечает : «Никакого ключа НЕТ».(Значит,девушка на самом деле находилась совсем в другой комнате,а увечья ей нанёс верзила-имбецил?(В доме в канадской провинции Манитоба,где Ложье  со всей командой снимал фильм – два этажа – но сестры по сюжету воображают,что их три! И ещё любопытная деталь  – в одной сцене фильма,в детской - Бэт «заимствует» КЛЮЧ у сидящей рядом игрушки,чтобы её не тронул маньяк…).

 Всё-таки обнаружив Веру с переломанными и окровавленными пальцами – Полин Келлер совершает совсем  абсурдное действие – не к телефоннной трубке рвётся (скорую,к примеру,вызвать) – а убегает («за помощью») в неизвестном направлении,оставив дочек вдвоём.Живой человек для начала привёл бы в чувство Бэт и Веру – и несчастной мазохистке хоть успокоительного накапал бы,антисептиком ладонь обработал (такие средства\медикаменты в доме,где стены спальни приходится обивать мягкими панелями во избежание травм больной  – априори должны быть).( И девушка же не нанесла себе увечий,не совместимых с жизнью – и телефоны под руками – не проблема вызвонить врачей на месте!).Видимо,Полин – и рада бы так поступить,но…не может…(«Чем Вам помочь?.. », спрашивает её Бэт в другом эпизоде фильма. «Ты ничего не в силах сделать – она снова и снова переживает ту ночь…», - отвечает ей мать.И,чуть позже,отодвинув волосы со лба – женщина обнажает перед зеркалом огромный шрам на лбу. «Всё ещё болит?», говорит,глядя на это,испуганная Бэт. «Я уже не могу ощущать боль…», признаётся Полин;«Ты получала деньги,которые я тебе отправляла?»; - интересуется дочь.«Нет,никогда…»).



 Ещё во второй части «Страны Призраков» - самопроизвольно включается телевизор в комнате мамы.На канале всю дорогу прокручивается одна и та же программа – интервью Бэт об успехе книги  «Ghostland»…а когда мы наблюдаем эпизод с подозрительной семьёй девушки – мужем и спящим у него на коленях мальчиком в шутовском костюме – снова на экране минуты триумфа писательницы.Зритель видит – образ журналистки,задававшей  девушке вопросы – не более чем калька с лица женщины с постера на стене в доме тётки Кларисс.( И это явно воспалённые мечты Бэт о том,что её творчество получило широкое признание – и что близкие люди ею гордятся - спровоцированное шоком во время нападения маньяков… ).

 Ближе к финалу картины – героиню и вовсе осчастливливает своим визитом (на «торжественном приёме») сам её кумир,Говард Лавкрафт (Пол Титли) !

 В общем,на первый взгляд «Ghostland» - замес из традиционных форматов триллера и ужастика.Даже без так называемых скриммеров – эффектов внезапности (чисто из-за организации психики среднестатистического человека - вызывающих испуг) – новый фильм Паскаля Ложье не обошёлся.Однако,вторая часть истории - полностью погружает внимание зрителя ВНУТРЬ этой картины – и тут,наконец - он ощущает её ВТОРОЕ ДНО.

 Например,считывается аллюзия на образ восприятия реальности легендарным американским создателем мрачной литературы.Всем известно – Говард Лавкрафт рано потерял отца и был воспитан двумя тётками,матерью и дедушкой,который дал им кров…(что интересно,хоть и не относится к теме моего повествования - родители писателя ушли из жизни в одной и той же психиатрической клинике,только в разное время).Говард очень любил деда,у которого была огромная библиотека.Когда Уиппл Ван Бюрен Филлипс скончался – из-за финансовых трудностей семье пришлось перебраться в меньший дом на той же улице (Провиденс,штат Род-Айленд).Там юный писатель ощущал себя несчастным – и даже хотел отправиться вслед за родными на тот свет…).

 Говард был вундеркиндом и прожил всего лишь 46 лет.При жизни его уникальные произведения не пользовались большим успехом – и публиковались в бульварных журналах ( Нам показано,что Бэт в фильме – волнуется за финансовое благополучие своей семьи (которое,судя по всему - оставляет желать лучшего…раз уж мама решила увезти дочек от цивилизации  - в такую глухомань…)…о писательской славе – героиня только мечтает - хотя печатает свои рассказы и зачитывает их родным).

Лавкрафта – мучили ужасающие видения во снах.(И Бэт Паскаля Ложье – страдает расстройством сна).Единственное,что помогало Гению с этим справиться - фиксирование увиденных образов на бумаге… в фильме – мастер ужасов советует девушке не менять ни строчки в её новой книге,«Страна Призраков».(В жизни – рассказ Говарда «Дагон»,например – дословное отражение его кошмарного сна.Вундеркинд Лавкрафт не внёс в это произведение ни одной правки,перечитывая сотворённое (и,есть основания полагать,что именно «Дагоном» - отчасти вдохновлялся Паскаль,когда снимал клип «City of love»…).

 Ныне экстраординарного американского писателя продолжают помнить не только из-за его несомненных литературных открытий и достижений – но и из-за удивительной способности синтезировать факты с выдумкой (одна из главных мистификаций Говарда – книга «Некрономикон».Об этом можно подробно почитать в любой биографии писателя.В моей рецензии останавливаться на данной теме надолго нет смысла.Скажу лишь,что главная героиня «Страны призраков» - обладает даром спонтанно сплетать образы своего внутреннего мира\виденья – с приходящими извне - как её вдохновитель-идеал Лавкрафт.).

 Теперь – о главном.В картине «Ghostland» - меня буквально ошеломила вкусно (по-декадентски,мрачно,готически) поданная тема безусловной материнской любви – и…двойников.

 Возможно,такой сюжетный ход Ложье не продумывал а создал бессознательно – но я чётко ощущаю,что у каждой из троицы центральных героинь «Страны Призраков» - есть свой двойник в иллюзорном,астральном мире.(И неважно – результат ли этот мир болезненных фантазий Бэт – или он существует,но просто не открывается всем подряд).


  
Удивительно,насколько ЛУННЫМ получился фильм у Ложье.Особенно это меня впечатлило,когда я вздумала составить синастрию (астрологическую карту взаимодействия\совместимости) Паскаля и Милен.

 Красной нитью высветился в ней самый зловещий и эфемерный из астрологических аспектов – соединение Луны актрисы и Лилит режиссёра.Это символизирует – в творческом плане тандем перспективный – но режиссёр будет НЕЗАМЕТНО психологически подавлять актрису.Буквально завораживать её своими идеями.(Он здесь – ведущий,она - ведомая).Причём,в соответствии с классической линией поведения Весов – делать это на первый взгляд деликатно, окружая «Лунную персону» комплиментами,восторженными словами,за которыми стоит скорее всего довольно-таки прагматичный и эгоистический мотив реализовать свой проект,добавить ему глубину\изюминку за счёт сил другого человека.



 Гороскоп Паскаля Ложье (космограмма,зодиакальные дома условны).

 Так же у Ложье и Фармер в синастрии есть соединение Солнца женщины с Луной мужчины (в Деве).Это означает – артистка одним своим присутствием  - уже способна насыщать и поддерживать соавтора эмоционально ! (Темы болезней,особенно психических – в астрологии во многом близки тревожному и гностически-«повёрнутому» знаку Девы.И здесь,получается,Милен с Ложье просто спелись - мама со странными дочками (потерявшей от шока рассудок Верой и слишком эмпатичной,оторванной от мира фантазёркой Бэт) – героиня,что надо !!

 Стоит сказать – Луна в оккультизме – архетип материнского инстинкта,а знак Весов ( через который проигрывается зловещая конъюкция Луна/Лилит у Фармер и Ложье ) – (часто) – двойственности.Поэтому,имхо,героиня рыжей дивы в «Стране Призраков»  - и погибает (обладатель Лилит визуализирует расправу над обладательницей Луны !),сражаясь  за жизнь своих дочерей,а один из злодеев-психопатов – почти дублирует некоторые черты повеления Полин.То есть,в картине,на мой взгляд,лихо проявлена тема двойственности,столь близкая и Милен с Весовскими Луной-Меркурием,и,тем более - Ложье с его Солнцем,Меркурием,Ураном и Лилит в данном знаке.

 Мне интересно,что маньяки в «Стране Призраков» - представляют собою некую «семью» - как их жертвы.Когда бугая-имбецила (Роб Арчер) убивают – второй демон никуда не убегает! Сцена его Смерти мне очень напоминает  трагическую кончину самой Полин (поза,взгляд – красноречивы  и вызывают дежа-вю).Маньяк-транс (Кевин Пауэр) в картине,подобно героине Милен – изящно курит сигареты и поит Бэт пивом (видимо,в данном случае мы снова имеем дело в выкрутасами восприятия реальности юной писательницей).Более того,любопытно – почему-то худощавый психопат подозрительно готично-бледен – и носит чёрный парик !У меня сложилось впечатление,что этот парень в фильме – олицетворяет отражения Бэт и Полин Келлер одновременно.

 Почти прямо намекает на верность вышеизложенной трактовки образа важный факт : транс-брюнет в фильме – не насилует и не истязает девушек ! Он лишь придаёт им кукольные черты,нанося на лица грим – и наряжая «игрушки» для своего беспомощно мычащего друга.

 Вероятно,неосознанно Ложье сюжетом «Страны Призраков» - стремился продемонстрировать – в Подлунном,демоническом мире (или в мире фантазий ?) – всё точно так же,как и в человеческом,только «расположено в обратную сторону».«Тень – это только изнанка света»(с).Мать всегда – на стороне своих детей (а сильный демон – на стороне слабого,находящегося под его опекой) ! Материнская любовь – безусловна и безгранична.Имхо,поэтому в картине не разжёвываются предыстории Веры,Бэт и Полин (до инцидента в доме тётки) и пары загадочных маньяков.Это две «семьи» из разных слоёв реальности – мощные архетипы добра и зла,Жизни и Смерти.Взаимоотношения в них –ПОХОЖИ - просто на примере психопатов сюжет Паскаль раскрывает,не прибегая непосредственно к речи,к диалогам.И это придаёт фильму особенное жутковатое,потустороннее,готическое очарование.

  Ложье же не мелодраму снимал  - вот и отказался от затеи битый час сравнивать типичного подростка вроде Веры  (у которой на уме одни тусовки да парни) от тонкочувствующего – вроде Бэт.Паскаль с налёта безжалостно (как и положено человеку под знаком  Скорпионской Венеры !!) – бросает несчастных персонажей в кризисную ситуацию.


  
Ошеломляюще выразителен в фильме эпизод,где бугай чуть не падает на гору странных игрушек – и вся эта «зловещая компашка» - начинает пиликать  на разные лады.Психопату чудится,что они твердят : «Тебя никто не любит ! ».Как тут не вспомнить истеричные вопли Веры возле дома тёти – в адрес матери : « Ты больше ЕЁ любишь!! ».

 Маньяк-бугай,имхо – астральный двойник Веры.Она грубо обращается с сестрой и матерью,отказываясь принимать их любовь и поддержку.Сердится на Полин – за то,что та увезла их жить в какую-то глушь.Но не ценит женщину,заботящуюся о них с сестрой в одиночку (а ведь Паскаль Ложье в фильме подчёркивает почти полное безразличие маньяка-верзилы к маньяку-трансу.Хромоногий в упор не замечает своего «благодетеля»  - готового ради него УБИВАТЬ и УМЕРЕТЬ.Либо – принимает заботу друга как нечто само собой разумеющееся).

 Именно Вера – неприлично кривляется в машине,чем притягивает внимание маньяков – и она же оставляет дверь в незнакомом  ещё доме незапертой,разругавшись с Полин.Вера - впускает в и без того мрачное жилище тётки Кларисс - зло (дорогу в городишко маньяки,очевидно,знали и сами – не зря же их фургон обогнал машину семьи Келлер – но обратили ли бы они внимание непосредственно на этих женщин,если бы не противное поведение девушки ?  Вопрос спорный…).

 Стоит ещё подчеркнуть - громила-имбецил – хромоногий.Вера (в видениях Бэт ?) – истязает себя.И говорит сестре,что единожды попробовала сопротивляться верзиле – и ударила его.Может,и это намёк на идентичность бугая из второй части фильма – с Верой из этих же эпизодов? Ещё Бэт застаёт сестру в чулане,сидящую в обнимку с игрушкой…здоровяк в фильме - тоже постоянно хватает кукол.И не отличает игрушки от живой девушки,которой может причинить боль…(то есть,возня бугая в детской – отражение отношения Веры к Бэт и матери).

  Хоть «Ghostland»  и тяжёл для восприятия в целом – имеет несомненный плюс:интересную драматическую основу (чего однозначно не увидишь в каждом фильме ужасов - или даже триллере).В таком (психологичном) кино важны детали – и здесь сходу - их не успеваешь все запомнить и интерпретировать.Любопытно,например – действительно ли хромоногий бугай,обнюхав сестричек Келлер -  первым делом выбирает для своих хладнокровных игрищ Веру (а не Бэт,у которой начались месячные)?Возможно так происходит,потому,что вторая героиня предстаёт перед ним не визуально-стерильной куклой,а женщиной? Либо же Бэт,напротив, «попадает под раздачу»  первой – а эпизод,где мать её одержимо обнюхивает,подобно маньяку («Надо было вас съесть с Верой,ЧТОБЫ ВЫ МЕНЯ НЕ БРОСИЛИ,чтобы ни один парень не тронул моих девочек…» (камера фиксирует портрет безволосого (!) сухощавого мужчины на стене) – результат губочайшего шока и подмены страшных и мерзких событий и образов приятным… ведь почему-то Вера внушает сестре: «Вернись в реальность!Он выбрал тебя!!».Ну,и есть у меня третья трактовка этого момента фильма : Бэт правда попадает в «комнату с игрушками» - второй.Однако,в эти минуты,совсем  рядом с психопатом - она не «отключается» - и запоминает почти всё,как оно и было на самом деле…(ведь данная сцена в фильме - показана разом,а не дроблёной на части и непоследовательной…).


 И я думаю,маньяк-бугай – во многом воплощение инстинкта,первичного  (после необходимости есть-пить) – жажды знакомиться с окружающим миром.Нюхать его,трогать,рассматривать - совершать над его элементами все возможные манипуляции…

 Считаю,что уже не раз упомянутый мною эпизод о комнате,снизу доверху забитой игрушками,где бугай «развлекается»,а загримированная трансом под куклу жертва-Бэт – ожидает своей участи - кульминационный момент сюжета «Страны Призраков» ( наряду с воображаемым девушкой приёмом в честь выхода (воображаемого) романа «Ghostland» ).Я даже готова назвать эту сцену фильма – гениальной.


 Когда смотришь на манипуляции верзилы над ни в чём не повинными игрушками – мороз пробегает по коже – но ( ! ) ты не испытываешь ненависти к маньяку.Чувство отторжения увиденного – определённо…но не более.И вдруг – накатывает на тебя дежа-вю…всплывает из подсознания что-то давно там надёжно сокрытое,под семью замками – из детства…

 Здесь будет маленькое лирическое отступление (оно же - разъясняющее ход моих мыслей).Знаешь,Читатель…у меня есть родственники,которые годовалому ребёнку подсовывали подарки ручной работы,презентованные им самим.И сердце кровью всегда обливалось лицезреть,как «милый малыш» - портил (швырял об стену или грыз) эти вещи.Люди стараются не замечать очевидного – в нашем обществе,со времён Средневековья – существует искусственно,грубой силой внедрённый культ материнства в его биологическом смысле.А действительно  важное  значение роли матери - умение воспитать личность – т.е. не подавлять уникальные качества ребёнка,помогать им раскрыться ( как это почти сделала в фильме Ложье Полин со своими дочками ) – даже сегодня ценится крайне редко.Материнская любовь воспринимается подавляющим большинством людей в её сугубо материалистическом контексте.Мне печально это осознавать - и хотелось бы поменять мнение окружающих по данной теме…но всё что я могу – писать статьи…неполиткорректно прозвучит следующая фраза.Однако  - пусть…нельзя иначе : лично для меня ребёнок (любой) становится очаровательным и интересным лишь когда у него уже мало-мальски начинает работать и развиваться интеллект (следовательно – и речь).Когда он совершает первые погружения в духовный мир - мир разума человеческого.Новорождённый же или совсем ещё маленький ребёнок – архетип инстинкта.А инстинкт – незлобен сам по себе,но неразборчив и безжалостен.Инстинкт – вампир («вечноголодный» психопат) – живущий внутри каждого из нас (ведь мы все когда-то были детьми).Меня очень впечатлило,что  Паскаль Ложье (мужчина всё-таки) – интуитивно затронул эту тему в «Стране Призраков»…обыграл её хотя бы на примере маньяка-«ребёнка»  его жертвы-«куклы».


 Так же режиссёр и сценарист говорил – фильм  «Ghostland» - раскрывает предназначение девушки-подростка (стать более зрелой личностью женщиной ??.. ).Думаю,и это ему удалось.Увы,лишь после трагедии – Бэт и Вера понимают,что не всегда с ними рядом будет мама.До боли реалистичен и жуток эпизод,где Полин сражается с маньяком-трансом.Бэт в этот момент цепенеет от ужаса - и больше всего напоминает,как ни странно – куклу! «Прячется за мамину юбку».Вера же - после истязаний бугая оказывается сломленной – ей не хватает духу хотя бы замыслить побег.Тем более – сопротивляться психопатам.


 Фильм-головоломка Ложье – содержит в себе немало мрачных символов.Запомнилось - когда семья Келлер только заезжает в унаследованное жилище – на стене над дверью одной из комнат камера фиксирует чучело козлиной (!) головы (так,похоже -  происходит приветствие самого Дьявола с ещё не успевшими осознать,в чьи владения они попали,женщинами…).

Во второй части картины – во дворе Бэт обнаруживает чёрного волка (или одичавшего пса??).Один раз он показывается ей на глаза утром,когда девушка со страхом слышит звук подъехавшего грузовика – и видит на столике кучку явно только что затушенных сигарет.Потом - ИЗ НИОТКУДА – возникает Полин – и задаёт дочери странный вопрос:«А Юджин уже здесь был?Он оставил счёт?...». «Я его даже не видела…», - отвечает сбитая с толку девушка…мать же ускользает ВНИКУДА,забросив тележку со старыми игрушками,которую только что тащила («Чудесный день для пикника», - «произносит» одна из кукол…).Вероятно,человек с именем Юджин - мог привозить семье покупки в их прежний дом,а свежие окурки сигналят - маньяки никуда из обиталища тётки Кларисс не исчезали.Либо Юджином – например,зовут худощавого злоумышленника – и он вывел пленницу на улицу.Не лишне здесь вспомнить и образ цербера – огромного чёрного пса,охраняющего вход в Царство Мёртвых…

 Из рецензии некого киномана на «Страну Призраков» - я почерпнула ещё более удивительную информацию.Оказывается,маньяк-бугай из фильма Ложье – сильно напоминает главного злодея из ужастика «See no evil” (США,2006г.).Сюжет картины для меня слишком жесток – поэтому я её,естественно,не смотрела - и не собираюсь.История сводится к тому,что психически нездоровая мамаша спонтанно воспитала сына-маньяка – и (вероятно из чувства вины) – находила ему жертв и защищала отпрыска от законников.Причём,жертвами были молодые заключённые.(Женщина была одержима идеей наказания грешников – и прежде жестоко обращалась даже с сыном.Вот из него и выросло чудовище…).

 Когда сюжет картины близится к развязке - Джейкоб Гуднайт убивает свою мать…(вероятно,наконец ощутив каким-то образом – она главная причина его безумия…).

 Снабжением «ребёночка»-психопата «игрушками»-жертвами – и в «Не вижу зла»,и в «Стране призраков» - занимается человек,который о нём заботится.И там,и там,вдобавок – звучит слово «наказание».


 Получается,в фильме Ложье даже не двойное,а минимум тройное смысловое содержание…на поверхности – мы видим историю о двух психопатах и их жертвах;взрослении тонкой впечатлительной натуры;неидеальных отношениях в семье – и,конечно,силе духа и любви матери Веры и Бэт - Полин.Если копнуть глубоко – маньяки архетипичны.И бугай - здесь явно не только олицетворение безудержной жажды ребёнка познавать окружающий мир - но и инстинкта ПОДРАЖАНИЯ!..вероятно,он копирует поведение  своей «маман» (которую мы воспринимаем глазами Бэт – темноволосым готичным трансом) –  «наказывает» «кукол» (в том числе сестричек Келлер) – так же,как она наказывала его…

 В фильме «Не вижу зла» погибают и Джейкоб Гуднайт,и его мать.И это наводит меня на мысль... может,призраки в картине Ложье – это ИХ тени???То бишь,почти реальные призраки??А зашифрованная часть сюжета сводится к тому,что после смерти – чудовища остаются в своём привычном обличье,равно как и в целом светлый и чистый человек (абсолютно чистых не бывает) вроде самоотверженной матери-одиночки Полин Келлер.Насилие порождает насилие,а добро – добро…такая трактовка «Страны Призраков» имеет право на существование – ведь Паскаль – почитатель жанра хоррор – и наверняка знаком с фильмом «Не вижу зла» (иначе не стал бы подчёркивать сходство  своего бугая с Джейкобом Гуднайтом).
  
К слову,нашлось, в работе Ложье – место и парочке забавных моментов.Например,Бэт временно дезориентирует бугая ударом печатной машинки ! Или - закрывает рот смеющейся кукле.

 Но самый смачный прикол фильма – это,конечно,момент короткого диалога Бэт с продавщицей в магазинчике на пути к новому,проклятому дому семьи.Местная жительница говорит,что помнит тётю сестёр Келлер : (недословно) «странную француженку собирающую старинные вещи».Я когда в кинотеатре это услышала, расплылась улыбкой во всю ширь. Одну такую француженку (проведшую детство в Канаде,где и снимали «Ghostland») – точно знаю)!!!Специфический юмор (и переплетение реальности с выдумкой,как у Лавкрафта)  – да,месье Ложье??Крайне странная тётя Бэт и Веры – призрак Милен Фармер ?? Если я правильно поняла тебя,Паскаль – браво – тонко сработано !!!).


 Подытоживая всё сказанное – рада,что не разочаровалась в фильме и участии Милен Фармер в нём.Ложье не зря предложил известной артистке эту роль – образ Полин Келлер словно специльно для звезды и написан был,как предчувствие удачной совместной работы.Вероятно,в «Стране Призраков» - есть даже некоторые отсылки к прежним видео Милен – например,когда героиня выскакивает из дома и исчезает – я вспоминаю «Джиорджино» и Катрин.Дежа вю возникает и при взгляде на странного мальчика в шляпе,появляющегося на дороге в самом начале фильма (в творении Лорана именно такой «призрачный ребёнок» – персонажа в лес заманивал).А шикарный чёрный наряд Полин на торжественном приеме – тень героини из легендарного клипа певицы «Калифорния»…


 Читала в интернете – некоторые зрители проводят параллель между недавно вышедшей картиной Даррена Аронофски «Мама!» - и «Страной Призраков» Паскаля Ложье.И говорят – похожи ингредиенты обеих киноисторий : зловещий дом,незваные гости,духовно одинокая женщина,трагедия.

 Не могу судить о фильме Аронофски,не ознакомившись с ним (может,аллюзия на Библейские сюжеты,продемонстрированная в обыденных «декорациях» - сама по себе хороша,имеет минимум художественную ценность).Однако,прочитав,какова суть (центральная идея) этой картины – смею заявить : величественно-тревожного названия «Мама!» – больше заслуживает работа Ложье «Ghostland» ! Сценарий фильма Даррена – у меня априори вызвал неприятные ощущения под ложечкой и отторжение : на мой взгляд – свободная женщина,самовольно преклоняющая колени перед эгоистом и абьюзером – это не «Мама!».И даже такого крика о помощи от ребёнка она не заслуживает.Истинная «Мама!!» - Полин Келлер – героиня Милен Фармер из «Страны Призраков» ! Женщина,по собственному решению вычеркнувшая недостойного человека из жизни – своей и дочерей (Папаша девушек упоминается в картине лишь единожды - причём,в негативно-скептической форме.Значит,заслужил это).И  она – тигрица - с когтями набрасывающаяся на незнакомцев,посмевших причинять зло её детям – даже зная о неравном перевесе сил в предстоящей схватке !


 Мне очень понравилось и то,что Полин в фильме – по-разному общается с Верой и Бэт.Вера – не доросла (и может так и не дорасти) до понимания тонких,духовных вещей.С нею мама строга – требует послушания и уважительного отношения к сестре.Нерешительную же,нежную и замкнутую Бэт – Полин поддерживает приободряющими словами,интересом к её первым творческим экспериментам (рассказам),нередкими объятиями.Героиня Милен – одинаково любит дочек – и доказывает им это собственной Смертью,закрывая сестрёнок от опасности хрупкой спиной,боевым танцем разъярённой кошки.Увы,танец  сей оказывается для Полин последними мгновениями жизни...

 Ну,и следует отметить крайне важный и самый галлюциногенный эпизод фильма,где сталкиваются две реальности – момент,когда после неудавшегося побега от маньяков Бэт без сил валится на землю рядом со злополучным домом…она определённо теряет сознание : девушке мерещится  торжественный приём по случаю выхода воображаемого романа «Ghostland».А там : её кумир Говард Лавкрафт,желающий успехов и дающий советы…и счастливая красивая мама в шикарной одежде,познакомившаяся с привлекательным стоящим мужчиной.Призрачная Полин Келлер говорит дочери : «Неужели ты хочешь вернуться в её (Веры) мир ? Он ужасен…».У Бэт есть право выбора – и варианты того,как можно поступить – одинаково зловещи : придётся остаться «за гранью» материалистического  плана Бытия навечно (погибнуть??),либо – вновь рваться «наверх» - туда,во мрак,где двое дегенератов истязают Веру.Девушка принимает решение.«Она – моя сестра !», – отвечает Бэт призрачной Полин…и картинка идеального мира начинает таять,уступая место реальному кошмару,столь похожему на сон…



 В данном эпизоде,во-первых – наконец-то происходит личностная трансформация Бэт – маму она не спасла,но ещё может попытаться спасти сестру.Девушка становится достойной дочерью Полин,которая пыталась защитить детей до последнего…во-вторых,персонаж Милен Фармер здесь особенно ярко проявляет черты,схожие с основными качествами героинь певицы в её знаковых,лучших клипах.Ощущается двойственность Полин – пребывая «за пределом» –  она продолжает защищать ранимую и мечтательную дочь от реального мира – не дает ей сойти с ума или погибнуть от психологического и физического болевого шока.Только вот,анестезия дело опасное –чревато передозировкой препарата.Чрезмерная опека Полин отчасти оборачивается боком – мама уводит девушку от боли – и  в результате демонстрирует преимущество Смерти перед борьбой за Жизнь.Сцена с лежащей возле дома тёти Кларисс и отчаявшейся спастись юной писательницей – на мой взгляд,намёк на то,что жертва насильников уже бьётся в агонии.И мать призывает её вернуться к себе,спрятаться – туда,как можно дальше от жуткой стеклянной двери,за которой кричит бедная Вера…погрузиться в ВЕЧНЫЙ покой…разве Полин – не почти идеальная «la Fee Conductrice» Лорана Бутонна ?

 У Бэт – добрая душа.Поэтому даже предсмертные галлюцинации у неё светлые.Вера,в противовес  – ВООБЩЕ НИЧЕГО не видит в подобном,шоковом состоянии.Бэт изначально совершает воображаемый «побег» из дома тёти.Но осуществить его реально – ей удаётся лишь, «вынырнув» из-под «наркоза» своих фантазий в царство тьмы и мучений – к двум маньякам и сестре.Вера же – НИ РАЗУ за всю картину не стремится улизнуть от психопатов…ведь у неё нет никакой «анестезии»,защиты – страх сделал девушку парализованной!Даже в середине фильма помощь Бэт (разъяснения,как себя вести в комнате с игрушками) – эгоистичная Вера вероятнее всего оказывает не из-за любви к ней – а вследствие страха остаться в жутком доме один на один с маньяками…



 В финале картины мы видим,что сестрёнок увозят на «Скорой помощи»…скептичная реалистка Вера – вновь не замечает ничего странного…а вот Бэт,глядя в окно проклятого дома – обнаруживает там лицо матери,указывающей  девушке на пишущую машинку.Это даёт зрителю надежду на то,что главную героиню фильма ждёт светлое будущее (возможно,чем-то похожее на её грёзы о муже,сыне и успешной карьере) – и что она сумеет оправиться от ужаса,который испытала.Дальнейшая судьба Веры –под вопросом для меня.Она рискует действительно сойти с ума – не имея способа через творчество и необычный взгляд на мир дать выход своему горю.

 Шею эфемерной Милен, прощающейся со спасёнными девочками (как она их ласково называет на протяжении всего фильма,я обратила внимание – для матери ребёнок всегда маленький …) – украшает «боевой» шрам…(по легендам,призраки стараются поведать людям о том,как они встретили свой смертный час…).Выражение лица отважной женщины умиротворённое…теперь она обретёт покой – но,судя по всему – останется узницей зловещего жилища Кларисс…

 Возможно,соль загадочной картины Ложье в том,что Вера увидела лишь жуткую кровавую сцену гибели матери,а Бэт – суть её поступка.Принесения себя в жертву ради детей.Полин умерла,но её любовь к дочерям – продолжит жить…

...........................................................................................................................................................................................


 P.S. Когда я возвращалась  с киносеанса "Страны Призраков" - в тоннеле мимо меня шумно протопал хромоногий громила - и скрылся в неизвестности ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий