суббота, 18 февраля 2017 г.

ПОИСК СВОБОДЫ.





 «Единственная побуждающая сила,которую я знаю – поиск свободы»;
«Единственный способ удержать мир в нужных вам границах – начать замечать его изменения».

Карлос Кастанеда.


 Как только XXI век вступил в свои права,у телезрителя оказались крайне востребованы истории о «микромирах»  и одиночестве незаурядной личности в микросоциуме со сложившимися порядками(порой противоречащими здравому смыслу).Первым проектом,построенным на этой концепции,был нашумевший сериал о падении самолёта на загадочный тропический остров – «Lost».Само название телеэпопеи-монстра – можно считать пророческим и точно охарактеризовавшим,о ком и для кого(осознанно или по наитию)продолжают и сегодня работать создатели художественных фильмов и сериалов.А вот «пробный блин» – то есть,сам проект – авторы всё-таки пережарили по краям.Финальные сезоны картины  получились чрезмерно напыщенными,словно высосанными из пальца с целью шокировать зрителя – пусть даже красота подачи идеи от этого пострадает!
 Так или иначе,после «Losta» – тема «потерянности» и «отчуждения» превратилась в своего рода «тренд» и один из главных предметов исследования сценаристов.(Нет смысла перечислять все сериалы,у которых этот «камень» – лежит в основе сюжета.Достаточно упомянуть,например – об испанских «El barco» и «El internado»(«Laguna Negra»).О моём любимом «Carnivàle» от HBO.Другие ценители кино и сериалов без труда обнаружат,что тоже уже видели истории о «микромирах».).Я же – предпочитаю поделиться впечатлениями о проекте,который в данный момент наиболее мощно перекликается с моим собственным восприятием проблемы «обособленности и вынужденной трансформации микромира»,и,одновременно\аналогично – одиночества ЛИЧНОСТИ внутри этой социальной структуры.

 Сериал американского телеканала «WGN» «Outsiders» – мгновенно притянул аудиторию множеством нестандартных,живых  и обречённых эволюционировать или умереть в поставленных сценаристами нелёгких условиях образов.



 «Изгои» – история о семействе Фарреллов,которое,согласно задумке,проживает на горе Шей в штате Кентукки вот уже 200 лет.Власти Блэкбурга(естественно,название вымышленное и символичное…в «Чёрном городе» – априори ожидаешь безрадостных событий)узнают,что под горой находится угольное месторождение.Взорвав величественный массив и наладив добычу полезного ископаемого – махом можно решить вопрос занятости мужского населения гиблого городка и дать надежду на лучшее будущее семьям.Однако,чтобы осуществить свой план,властям придётся столкнуться с Фарреллами,совершенно справедливо не желающими  покидать родной дом.Некоторые горожане,например,сестра шерифа Уэйда Хаутона,Ледда Доббс(Ребекка Харрис) – полагают,что уничтожив гору,финансисты погубят саму «душу» Блэкбурга,вдобавок неслабо ударив по местной экологии.Страсти накаляются,назревает настоящая война между человеком «свободным» и «цивилизованным».

 За «цивилизованный мир» в сериале выступает производящая отталкивающее(если не сказать хуже)впечатление,готовая на обман и подлог «офисная мышь» Хэйли Краймс(Фрэнси Свифт) – менеджер компании стремящейся искалечить гору и извлечь из этого свою выгоду.В «диком» же мире Фарреллов – с лидерами всё непросто.Эпоха перемен,неумолимо надвигающейся угрозы – требует,чтобы сильная главным образом нравственно личность – защитила клан и не позволила предать уникальность и традиции поселения забвению.

 Во многом сериал «Outsiders» – вторит всегда неизбежной тоске человека истинно-разумного по свободе от социальных(в том числе,конечно же,экономических)нелепых и жестоких «оковов» и условностей.



 Снятые в мрачных оттенках и в неспешной манере повествования,провоцирующей у зрителя недобрые предчувствия(зачастую оправдывающиеся),эпизоды «Изгоев» – «считываются» словно горькое прощание с навсегда канувшей в Лету эпохой расцвета субкультур как формы духовного поиска. «Ты говорил,что Там–  красиво…»,– вздыхает бедняжка Салли-Энн(Кристина Джексон),которую угораздило влюбиться в одного из Фарреллов,Хэйзела(Кайл Галлнер) – и ,за неимением лучшей доли «внизу»,рискнуть отправиться на таинственную гору Шей.И дело не в том,что ожидания девушки увидеть чудо непотревоженной «рукой» техногенной цивилизации природы – не оправдываются.(Гору,лес и весь быт экопоселения – в картине демонстрируют нам крайне реалистично и выразительно).К сожалению,клан не встречает темнокожую визитёршу с «враждебной стороны» с распростёртыми объятиями.Жизнь девушки оказывается под угрозой,в ночи ей приходится повернуть назад,спасая свою шкуру.Думаю,что в новом сезоне телешоу Хэйзел(к слову – этот герой внешне – наиболее из всех соответствует образу классического хиппи) – будет разрываться между необходимостью помогать семье и своей амурной историей.

 Само горное поселение – вызывает у зрителя множество ассоциаций.В частности,создатели шоу отразили в своей работе некоторые языческие архетипы.Ненавязчивые намёки на кельтскую\древнескандинавскую культуру – явно призваны объяснить,что Фарреллы – не просто кучка «сумасшедших ряженых»,а Семья,которой не чужды своя философия жизни и история.И которая стремится это сохранить.

 Горцы заплетают свои волосы в косы(подобно индейцам или викингам) и набивают татуировки с рунами,свастиками и другими эзотерическими символами.Действующий лидер клана – носит титул «Брэн».Его знак почёта и власти – дубовый посох(стопроцентная отсылка к культуре кельтов),передающийся из рук в руки от предков.Когда Брэну нужно решить важный вопрос,он собирает «круг»,в котором особенное место(и право голоса) – отводится старейшинам клана.Глядя на могильник Фарреллов в лесу – сразу вспоминаешь древние мегалитические комплексы.На праздниках братья и сестры играют музыку кантри и танцуют.Среди Фарреллов есть и «огнеглотатели».

 Члены клана иногда иногда наведываются вниз,в «цивилизованный  мир»  – для того,чтобы,к примеру,ограбить магазин.Или осуществить обмен «товара» на деньги или услуги…здесь раскрывается негативная сторона человека,привыкшего жить вольной жизнью.

 Фирменное вино Фарреллов – можно воспринимать отдельным «персонажем» сериала.Именно из-за кражи и продажи двух бутылок секретного «зелья» – Хэйзел теряет два пальца(аллюзия на Средневековое наказание за воровство?) – и косвенно способствует жестокому убийству,произошедшему в городе.Напиток Фарреллов – нельзя употреблять неразбавленным,иначе он может вызвать непредсказуемую реакцию.Интересен сам сценарный ход с вином – именно «дикари» неосознанно «подсаживают» на своеобразный наркотик «цивилизованных» людей.Вероятно,этот напиток ещё станет в последующих эпизодах мощным оружием клана…

 Главный конфликт сюжета – заключается в том,что в в период,когда семье – нужно сплотиться как никогда – между самыми отчаянными Фарреллами разыгрывается борьба «за дубовый посох».То есть,за честь принимать ответственные решения и вести за собою весь клан.

 Сериал не лишён и уместной «мистической нотки».В лесу обитают духи,которые,похоже,имеют возможность влиять на ход событий,а старая Брэн,Леди Рэй(Филлис Соммервиль) – готовясь оставить свои обязанности,вспоминает о пророчестве.В нём фигурируют два лидера.Один – ложный, «с  душой демона»,другой – «возвратившийся».Он-то и должен спасти семью погибели.Возможно, «возвратившийся» – это Эйса Фаррелл(Джо Андерсон),один из самых необычных персонажей «Outsiders».



 В первом сезоне сериала нам объясняют,что брат Эйса когда-то на долгое время покинул гору Шей и жил в «обычном», «цивилизованном» мире.Он успел там многому научиться – например,читать и быть хорошим оратором.Неудивительно,что молодой человек превосходит по интеллектуальному уровню большинство своих сородичей(кроме,разве что,знахарки Г’Виннвиир и учёного Крэйка).Собратья заточают вернувшегося «домой» Эйсу в «тюрьму» и заковывают в кандалы.Так парень мается несколько лет,пока Леди Рэй не осознаёт,что родовое пророчество начинает сбываться…Эйсу освобождают по её велению,но в результате парень оказывается «Изгоем»(попросту,«Потеряшкой»)сразу в двух параллельных реальностях – на горе Шей и внизу.Теперь он вынужден выживать – и среди «своих»,и среди «чужих».И при этом,слыша голос совести – стремиться спасти семью и гору.Очень интересно наблюдать,как внешний сюжетный конфликт(угольная компания и правительство против Фарреллов)сопутствует внутренним ощущениям и противоречиям героя(кто друг,а кто – враг?Как выполнить свой долг перед кланом,родной землёй и не потерять(снова это слово возникло!!)любимых людей?).

 В одной из серий Эйса озвучивает шерифу Уэйду Хаутону простую но очень мудрую мысль – когда долго живёшь без техногенных «благ» – обретаешь способность быстро распознавать ложь. «Читать» человека по интонациям,жестам,выражению лица.



 Особенным драматизмом напитана в сериале сцена городского собрания,организованного угольной компанией.Эйса в «нормальной» одежде – тайком проникает  в зал и заставляет всех онеметь,читая стихотворение,отражающее как нельзя лучше позицию горцев в отношении защиты своего дома. «Кто поднимется на гору,назад живым не спустится», – завершает герой свою речь.

 Стоит теперь не обделить вниманием антагониста Эйсы среди «своих» – Большого Фостера Фаррелла(Дэвид Морс),сына Леди Рэй;и главную героиню – запутанной истории Г’Винн(Джиллиан Алекси).

 Если Эйса,вкусив «благ цивилизации» и не будучи «отравленным» ими насквозь,сохранив трезвую голову,в картине представляет собою типаж человека эволюционирующего,то Большой Фостер – символизирует хаотические силы природы,безумие и жестокость,способные вырасти из первобытного инстинкта самосохранения.



 Как вспоминает Леди Рэй,сын её в детстве боялся идти со старшими на охоту.А чуть позднее – уже получал удовольствие от умерщвления животных.Фостеру было обещано,что он унаследует от родителей титул Брэна,и его эго – разрослось до немыслимых «размеров».Привыкший убивать в дикой природе Фаррелл – пытается и с врагами среди людей(не суть,»свои» это или «чужаки») – разбираться подобным образом.Власть Большого Фостера – проявление грубой,физической силы,но не мцдрости.И в этом – кроется его роковая ошибка и погибель.Фостер становится Брэном,удавив родную мать.С тех пор – призрак Леди Рэй преследует его,а семья – постепенно начинает соображать,что такой лидер – может привести их лишь к смерти.(Ранее Фаррелл никогда не убивал другого Фаррелла на горе).Готовится заговор.Многие члены клана – переходят на сторону Эйсы…



 Центральная героиня сюжета – рыжеволосая Г’Виннвиир – едва ли не идеальный пример женщины даже не неоязыческой контркультуры,а истинного язычества,в лучшем понимании слова.Травница и знахарка – живёт в полной гармонии с природой и нормами морали предков.

  История гласит,что Эйса и Г’Винн любили друг друга,но однажды парень спустился с горы и пропал.Когда он возвратился домой,девушка,всегда чтящая традиции и крайне преданная семье,уже не могла ему доверять…



Г’Винн приносит себя в жертву во имя клана,стараясь усмирить и держать под контролем Большого Фостера.Она отвечает согласием на предложение новоиспечённого Брэна выйти за него замуж и стать Королевой.Эгоцентричный,озабоченный в основном поиском оружия Фостер – недооценивает хитрость рыжей травницы. Г’Винн готовит для него особенное угощение – «ведьмину перчатку».А уж,во что это выливается – пусть каждый зритель посмотрит сам…



 В сериале есть и другие яркие образы.Например,сын Большого Фостера Фаррелла – Фостер Младший(Райан Херст).Как Эйса – обречён постоянно быть начеку,ибо спутать добро со злом – для него равнозначно смерти,так и герой Херста – вынужден снова и снова делать свой выбор:идти ли ему против жестокосердного,но всё-таки родного отца – или нет…в конце концов жизнь заставляет Младшего Фостера отринуть самый мощный зов крови ради справедливости и спасения всего клана.Персонаж пока прорисовывается симпатичный:брутальный снаружи,но при этом добрый и немного наивный внутри.


  
Среди сериальных «горожан» наибольший интерес зрителя привлекает,конечно же,шериф Уэйд Хаутон(Томас М. Райт),которому поручено способствовать выселению Фарреллов с горы.Уэйд открещивается от своей «миссии»,как может.Со странной горой его связывают личная история и воспоминания о неудавшейся прошлой попытке изгнать клан с их территории,когда погибли люди.

 Уэйд – это образ почти бесправного,загнанного в угол  «человека системы».Фарреллы – изгои для горожан,а Хаутон – неудачник и аутсайдер  даже для «своих».Боясь за жизнь сына,он стремится улизнуть от конфликта,но случайно(!)сбивает машиной насмерть одного из горцев…



  
Сериал «Изгои» – совершенно не удовлетворит вкус тех зрителей,которые привыкли лишь к развлекательному кино.Эти персонажи  заставят любого обратиться к собственным мрачным потаённым «уголкам» души.Не слишком впечатлит зрелище и поклонников «дистиллированного» экшна – авторы больше фокусируют внимание на подноготной «войны»(человеческой глупости,жестокости,роковом стечении обстоятельств),нежели на действии.На первый план картины выводится психологизм – исследование «изнанки» микромира.Перед лицом неминуемой опасности и неотвратимой трансформации – в людях просыпаются как самые лучшие,так и самые неприглядные черты.Сериал объясняет,что на фоне всеобщего страха или уныния – раскрываются пороки и добродетели не только каждой отдельно взятой личности,но и любой социальной «единицы»(структуры).

 Ожидая столкновения с врагами снизу,кое-кто и з горцев совершает импульсивные ошибочные поступки;а горожане,которые устали от безделья и бесперспективности – постепенно превращаются в агрессивных «нелюдей».
 Ключевая идея сериала «всплывает на поверхность» в одном из самых горьких его моментов – трое напившихся в хлам мужчин устраивают погоню за безоружным Хэйзелом.Он кричит: «Я человек!Такой же как и Вы!!», – но слова парня наталкиваются на холодную глухую стену…

  Так же я бы хотела вспомнить сильную сцену падения Уэйда Хаутона в старую шахту.У шерифа гаснет фонарик,и он ползёт к свободе уже наощупь,наугад,протискиваясь сквозь темноту,и,одновременно – собственные фобии в виде нахлынувших воспоминаний.Кажется,сами духи горы выводят Хаутона на свет,и,далее – к здравым решениям.

  Подводя итог всему написанному,я бы НЕ советовала к просмотру сериал «Изгои» людям,желающим лёгкого и энергичного зрелища.Даже саундтрек картины(включая заглавную зажигательную кантри-тему)не звучит чрезмерно настойчиво – и не перебивает атмосферы щемящей тишины и надвигающейся бури.Эпизоды телешоу «Outsiders» наполнены тягостным ожиданием,что вот-вот произойдёт худшее – и привычный мир перестанет существовать…

 Местами в сюжет каждой серии – «вклинивается» абсолютно чёрный экран,что добавляет действу реалистичности не меньше,чем ставший уже классическим и почти клишированным метод «съёмки движущейся\дрожащей камерой».Проваливаясь в эту пугающую и манящую безмолвную темноту,я каждый раз почему-то вспоминала слова из романа Джорджа Р.Р.Мартина: «В чистой ночной прохладе над горами горели звёзды,ясные и не знающие жалости,словно сама природа».

  Интересно будет вновь проследовать за мыслью сценаристов «Outsiders»,чтобы увидеть,куда эта мысль прилетит:к победе несовершенства природы человеческой над духом – или же к воцарению разума надо всем звериным?К падению персонажей в тёмную шахту собственных пороков и страхов – или к возвышению и очищению под светом сил незримых?А быть может,сама древняя матерь-гора Шей вместе с душами предков Фарреллов – стеной встанет на защиту тех,кто бескорыстно оберегал её?..и они «никогда не уйдут с этой горы!»…надеюсь,скоро мы обнаружим ответы на эти непростые вопросы…

2 комментария:

  1. Это очень круто! Спасибо за такой талантливый и цельно скроенный обзор !

    ОтветитьУдалить
  2. Рада,что тебе понравилось))!Твоя реакция для меня ценна.

    Я здесь вроде бы по всем самым ярким персонажам и моментам "прошлась"...особенно этот постоянно вклинивающийся ЧЁРНЫЙ ЭКРАН и тишина меня почему-то зацепили...жуткая и завораживающая одновременно идея...

    ОтветитьУдалить