«Единственная побуждающая сила,которую я знаю
– поиск свободы»;
«Единственный
способ удержать мир в нужных вам границах – начать замечать его изменения».
Карлос Кастанеда.
Как только XXI век
вступил в свои права,у телезрителя оказались крайне востребованы истории о
«микромирах» и одиночестве незаурядной личности
в микросоциуме со сложившимися порядками(порой противоречащими здравому смыслу).Первым
проектом,построенным на этой концепции,был нашумевший сериал о падении самолёта
на загадочный тропический остров – «Lost».Само название телеэпопеи-монстра – можно считать пророческим и точно охарактеризовавшим,о
ком и для кого(осознанно или по наитию)продолжают и сегодня работать создатели
художественных фильмов и сериалов.А вот «пробный блин» – то есть,сам проект –
авторы всё-таки пережарили по краям.Финальные сезоны картины получились чрезмерно напыщенными,словно
высосанными из пальца с целью шокировать зрителя – пусть даже красота подачи
идеи от этого пострадает!
Так или иначе,после «Lost’a» – тема «потерянности» и «отчуждения» превратилась в своего рода «тренд» и один из главных предметов исследования сценаристов.(Нет смысла перечислять все сериалы,у которых этот «камень» – лежит в основе сюжета.Достаточно упомянуть,например – об испанских «El barco» и «El internado»(«Laguna Negra»).О моём любимом «Carnivàle» от HBO.Другие ценители кино и сериалов без труда обнаружат,что тоже уже видели истории о «микромирах».).Я же – предпочитаю поделиться впечатлениями о проекте,который в данный момент наиболее мощно перекликается с моим собственным восприятием проблемы «обособленности и вынужденной трансформации микромира»,и,одновременно\аналогично – одиночества ЛИЧНОСТИ внутри этой социальной структуры.
Сериал американского телеканала «WGN» «Outsiders» – мгновенно притянул аудиторию множеством нестандартных,живых и обречённых эволюционировать или умереть в поставленных сценаристами нелёгких условиях образов.
Так или иначе,после «Lost’a» – тема «потерянности» и «отчуждения» превратилась в своего рода «тренд» и один из главных предметов исследования сценаристов.(Нет смысла перечислять все сериалы,у которых этот «камень» – лежит в основе сюжета.Достаточно упомянуть,например – об испанских «El barco» и «El internado»(«Laguna Negra»).О моём любимом «Carnivàle» от HBO.Другие ценители кино и сериалов без труда обнаружат,что тоже уже видели истории о «микромирах».).Я же – предпочитаю поделиться впечатлениями о проекте,который в данный момент наиболее мощно перекликается с моим собственным восприятием проблемы «обособленности и вынужденной трансформации микромира»,и,одновременно\аналогично – одиночества ЛИЧНОСТИ внутри этой социальной структуры.
Сериал американского телеканала «WGN» «Outsiders» – мгновенно притянул аудиторию множеством нестандартных,живых и обречённых эволюционировать или умереть в поставленных сценаристами нелёгких условиях образов.
«Изгои» – история о семействе
Фарреллов,которое,согласно задумке,проживает на горе Шей в штате Кентукки вот
уже 200 лет.Власти Блэкбурга(естественно,название вымышленное и символичное…в
«Чёрном городе» – априори ожидаешь безрадостных событий)узнают,что под горой
находится угольное месторождение.Взорвав величественный массив и наладив добычу
полезного ископаемого – махом можно решить вопрос занятости мужского населения
гиблого городка и дать надежду на лучшее будущее семьям.Однако,чтобы
осуществить свой план,властям придётся столкнуться с Фарреллами,совершенно
справедливо не желающими покидать родной
дом.Некоторые горожане,например,сестра шерифа Уэйда Хаутона,Ледда Доббс(Ребекка
Харрис) – полагают,что уничтожив гору,финансисты погубят саму «душу»
Блэкбурга,вдобавок неслабо ударив по местной экологии.Страсти накаляются,назревает
настоящая война между человеком «свободным» и «цивилизованным».
За «цивилизованный мир» в сериале выступает
производящая отталкивающее(если не сказать хуже)впечатление,готовая на обман и
подлог «офисная мышь» Хэйли Краймс(Фрэнси Свифт) – менеджер компании
стремящейся искалечить гору и извлечь из этого свою выгоду.В «диком» же мире
Фарреллов – с лидерами всё непросто.Эпоха перемен,неумолимо надвигающейся
угрозы – требует,чтобы сильная главным образом нравственно личность – защитила
клан и не позволила предать уникальность и традиции поселения забвению.
Во многом сериал «Outsiders» – вторит всегда
неизбежной тоске человека истинно-разумного по свободе от социальных(в том
числе,конечно же,экономических)нелепых и жестоких «оковов» и условностей.
Само горное поселение – вызывает у зрителя
множество ассоциаций.В частности,создатели шоу отразили в своей работе
некоторые языческие архетипы.Ненавязчивые намёки на
кельтскую\древнескандинавскую культуру – явно призваны объяснить,что Фарреллы –
не просто кучка «сумасшедших ряженых»,а Семья,которой не чужды своя философия
жизни и история.И которая стремится это сохранить.
Горцы заплетают свои волосы в косы(подобно
индейцам или викингам) и набивают татуировки с рунами,свастиками и другими
эзотерическими символами.Действующий лидер клана – носит титул «Брэн».Его знак
почёта и власти – дубовый посох(стопроцентная отсылка к культуре
кельтов),передающийся из рук в руки от предков.Когда Брэну нужно решить важный
вопрос,он собирает «круг»,в котором особенное место(и право голоса) – отводится
старейшинам клана.Глядя на могильник Фарреллов в лесу – сразу вспоминаешь
древние мегалитические комплексы.На праздниках братья и сестры играют музыку
кантри и танцуют.Среди Фарреллов есть и «огнеглотатели».
Члены клана иногда иногда наведываются вниз,в
«цивилизованный мир» – для того,чтобы,к примеру,ограбить
магазин.Или осуществить обмен «товара» на деньги или услуги…здесь раскрывается
негативная сторона человека,привыкшего жить вольной жизнью.
Фирменное вино Фарреллов – можно воспринимать
отдельным «персонажем» сериала.Именно из-за кражи и продажи двух бутылок
секретного «зелья» – Хэйзел теряет два пальца(аллюзия на Средневековое
наказание за воровство?) – и косвенно способствует жестокому
убийству,произошедшему в городе.Напиток Фарреллов – нельзя употреблять
неразбавленным,иначе он может вызвать непредсказуемую реакцию.Интересен сам
сценарный ход с вином – именно «дикари» неосознанно «подсаживают» на
своеобразный наркотик «цивилизованных» людей.Вероятно,этот напиток ещё станет в
последующих эпизодах мощным оружием клана…
Главный конфликт сюжета – заключается в том,что
в в период,когда семье – нужно сплотиться как никогда – между самыми отчаянными
Фарреллами разыгрывается борьба «за дубовый посох».То есть,за честь принимать
ответственные решения и вести за собою весь клан.
Сериал не лишён и уместной «мистической
нотки».В лесу обитают духи,которые,похоже,имеют возможность влиять на ход
событий,а старая Брэн,Леди Рэй(Филлис Соммервиль) – готовясь оставить свои обязанности,вспоминает
о пророчестве.В нём фигурируют два лидера.Один – ложный, «с душой демона»,другой – «возвратившийся».Он-то
и должен спасти семью погибели.Возможно, «возвратившийся» – это Эйса
Фаррелл(Джо Андерсон),один из самых необычных персонажей «Outsiders».
В первом сезоне сериала нам объясняют,что брат Эйса когда-то на долгое время покинул гору Шей и жил в «обычном», «цивилизованном» мире.Он успел там многому научиться – например,читать и быть хорошим оратором.Неудивительно,что молодой человек превосходит по интеллектуальному уровню большинство своих сородичей(кроме,разве что,знахарки Г’Виннвиир и учёного Крэйка).Собратья заточают вернувшегося «домой» Эйсу в «тюрьму» и заковывают в кандалы.Так парень мается несколько лет,пока Леди Рэй не осознаёт,что родовое пророчество начинает сбываться…Эйсу освобождают по её велению,но в результате парень оказывается «Изгоем»(попросту,«Потеряшкой»)сразу в двух параллельных реальностях – на горе Шей и внизу.Теперь он вынужден выживать – и среди «своих»,и среди «чужих».И при этом,слыша голос совести – стремиться спасти семью и гору.Очень интересно наблюдать,как внешний сюжетный конфликт(угольная компания и правительство против Фарреллов)сопутствует внутренним ощущениям и противоречиям героя(кто друг,а кто – враг?Как выполнить свой долг перед кланом,родной землёй и не потерять(снова это слово возникло!!)любимых людей?).
В одной из серий Эйса озвучивает шерифу Уэйду
Хаутону простую но очень мудрую мысль – когда долго живёшь без техногенных
«благ» – обретаешь способность быстро распознавать ложь. «Читать» человека по
интонациям,жестам,выражению лица.
Особенным драматизмом напитана в сериале сцена
городского собрания,организованного угольной компанией.Эйса в «нормальной»
одежде – тайком проникает в зал и
заставляет всех онеметь,читая стихотворение,отражающее как нельзя лучше позицию
горцев в отношении защиты своего дома. «Кто поднимется на гору,назад живым не
спустится», – завершает герой свою речь.
Стоит теперь не обделить вниманием антагониста
Эйсы среди «своих» – Большого Фостера Фаррелла(Дэвид Морс),сына Леди Рэй;и
главную героиню – запутанной истории Г’Винн(Джиллиан Алекси).
Если Эйса,вкусив «благ цивилизации» и не
будучи «отравленным» ими насквозь,сохранив трезвую голову,в картине
представляет собою типаж человека эволюционирующего,то Большой Фостер –
символизирует хаотические силы природы,безумие и жестокость,способные вырасти
из первобытного инстинкта самосохранения.
Центральная героиня сюжета – рыжеволосая Г’Виннвиир
– едва ли не идеальный пример женщины даже не неоязыческой контркультуры,а
истинного язычества,в лучшем понимании слова.Травница и знахарка – живёт в
полной гармонии с природой и нормами морали предков.
История гласит,что Эйса и Г’Винн любили друг
друга,но однажды парень спустился с горы и пропал.Когда он возвратился
домой,девушка,всегда чтящая традиции и крайне преданная семье,уже не могла ему
доверять…
Среди сериальных «горожан» наибольший интерес зрителя привлекает,конечно же,шериф Уэйд Хаутон(Томас М. Райт),которому поручено способствовать выселению Фарреллов с горы.Уэйд открещивается от своей «миссии»,как может.Со странной горой его связывают личная история и воспоминания о неудавшейся прошлой попытке изгнать клан с их территории,когда погибли люди.
Уэйд – это образ почти бесправного,загнанного в угол «человека системы».Фарреллы – изгои для горожан,а Хаутон – неудачник и аутсайдер даже для «своих».Боясь за жизнь сына,он стремится улизнуть от конфликта,но случайно(!)сбивает машиной насмерть одного из горцев…
Сериал «Изгои» – совершенно не удовлетворит вкус тех зрителей,которые привыкли лишь к развлекательному кино.Эти персонажи заставят любого обратиться к собственным мрачным потаённым «уголкам» души.Не слишком впечатлит зрелище и поклонников «дистиллированного» экшна – авторы больше фокусируют внимание на подноготной «войны»(человеческой глупости,жестокости,роковом стечении обстоятельств),нежели на действии.На первый план картины выводится психологизм – исследование «изнанки» микромира.Перед лицом неминуемой опасности и неотвратимой трансформации – в людях просыпаются как самые лучшие,так и самые неприглядные черты.Сериал объясняет,что на фоне всеобщего страха или уныния – раскрываются пороки и добродетели не только каждой отдельно взятой личности,но и любой социальной «единицы»(структуры).
Ожидая столкновения с врагами снизу,кое-кто и
з горцев совершает импульсивные ошибочные поступки;а горожане,которые устали от
безделья и бесперспективности – постепенно превращаются в агрессивных
«нелюдей».
Ключевая
идея сериала «всплывает на поверхность» в одном из самых горьких его моментов –
трое напившихся в хлам мужчин устраивают погоню за безоружным Хэйзелом.Он
кричит: «Я человек!Такой же как и Вы!!», – но слова парня наталкиваются на
холодную глухую стену…
Так же я бы хотела вспомнить сильную сцену
падения Уэйда Хаутона в старую шахту.У шерифа гаснет фонарик,и он ползёт к свободе
уже наощупь,наугад,протискиваясь сквозь темноту,и,одновременно – собственные
фобии в виде нахлынувших воспоминаний.Кажется,сами духи горы выводят Хаутона на
свет,и,далее – к здравым решениям.
Подводя итог всему написанному,я бы НЕ советовала к просмотру сериал «Изгои» людям,желающим лёгкого и энергичного зрелища.Даже саундтрек картины(включая заглавную зажигательную кантри-тему)не звучит чрезмерно настойчиво – и не перебивает атмосферы щемящей тишины и надвигающейся бури.Эпизоды телешоу «Outsiders» наполнены тягостным ожиданием,что вот-вот произойдёт худшее – и привычный мир перестанет существовать…
Местами в сюжет каждой серии – «вклинивается»
абсолютно чёрный экран,что добавляет действу реалистичности не меньше,чем
ставший уже классическим и почти клишированным метод «съёмки
движущейся\дрожащей камерой».Проваливаясь в эту пугающую и манящую безмолвную
темноту,я каждый раз почему-то вспоминала слова из романа Джорджа Р.Р.Мартина: «В чистой ночной прохладе
над горами горели звёзды,ясные и не
знающие жалости,словно сама природа».
Интересно будет вновь проследовать за мыслью сценаристов «Outsiders»,чтобы увидеть,куда эта мысль прилетит:к победе несовершенства природы человеческой над духом – или же к воцарению разума надо всем звериным?К падению персонажей в тёмную шахту собственных пороков и страхов – или к возвышению и очищению под светом сил незримых?А быть может,сама древняя матерь-гора Шей вместе с душами предков Фарреллов – стеной встанет на защиту тех,кто бескорыстно оберегал её?..и они «никогда не уйдут с этой горы!»…надеюсь,скоро мы обнаружим ответы на эти непростые вопросы…
Интересно будет вновь проследовать за мыслью сценаристов «Outsiders»,чтобы увидеть,куда эта мысль прилетит:к победе несовершенства природы человеческой над духом – или же к воцарению разума надо всем звериным?К падению персонажей в тёмную шахту собственных пороков и страхов – или к возвышению и очищению под светом сил незримых?А быть может,сама древняя матерь-гора Шей вместе с душами предков Фарреллов – стеной встанет на защиту тех,кто бескорыстно оберегал её?..и они «никогда не уйдут с этой горы!»…надеюсь,скоро мы обнаружим ответы на эти непростые вопросы…











Это очень круто! Спасибо за такой талантливый и цельно скроенный обзор !
ОтветитьУдалитьРада,что тебе понравилось))!Твоя реакция для меня ценна.
ОтветитьУдалитьЯ здесь вроде бы по всем самым ярким персонажам и моментам "прошлась"...особенно этот постоянно вклинивающийся ЧЁРНЫЙ ЭКРАН и тишина меня почему-то зацепили...жуткая и завораживающая одновременно идея...