«Если не знает
никто,почему улыбаемся мы
и не знает
никто,отчего мы рыдаем,
если не знает
никто,зачем рождаемся мы,
и не знает
никто,зачем умираем,
если мы движемся
к бездне,
где перестанем
быть,
если ночь перед
нами темна и безгласна…
Давайте,давайте
по крайней мере любить!
Быть может,хоть
это не будет напрасно».
Амадо Нерво.
«Из
зелёной волны златотканую сеть
Извлекает
дневное светило…
Я
хотел бы как солнечный луч умереть,
Раствориться
в волне белокрылой…».
Мануэльс
Гутьеррес Нагера,«В тот час».
«Ради
единственной настоящей любви можно пожертвовать всем – даже жизнью.Это было
моим прощальным подарком – борьба страсти и смелости».(с).
Жералду
«So love»,«O canto da Sereia».
После
ознакомления с такими(не побоюсь использовать здесь пафосные слова)шедеврами
бразильского драматического искусства,как
«Amor
a
vida»
и «Amores
roubados»
– я думала,что впредь сюжет и
персонажи новеллы не поразят меня в самое сердце.Доведённая до магнетической
театральной гипертрофированности эмоций на экранах долгая история войны и
примирения Феликса Хоури с собственным отцом-деспотом и короткий зловещий
рассказ о трагической судьбе полного надежд рискового парня по имени Леандро
Дантес,возвратившегося после учёбы и стажировки в большом городе в родной
сертан…и первый,и второй сюжеты продемонстрировали мастерство бразильцев
филигранно выписывать и воплощать в кино образы любой сложности и погружать
зрителя в совершенно особенную атмосферу места действия(будь то каменные
«джунгли» Сан-Паулу,сакральные развалины Перу или дикий опсёлок,вся жизнь
которого вращается вокруг одного винодельческого предприятия).Авторы и
актёрские команды обеих упомянутых новелл подняли планку качества работы
настолько высоко,что у меня,например – язык не поворачивается называть их детищ
зрелищем чисто развлекательным.И,тем более,с чем-то пытаться сопоставить эти
оригинальные киноистории.
Однако,недавно моё внимание захватил мини-сериал 2013г. «Песнь Русалки».И я убедилась,что бразильцы – способны удивлять вновь и вновь.
Однако,недавно моё внимание захватил мини-сериал 2013г. «Песнь Русалки».И я убедилась,что бразильцы – способны удивлять вновь и вновь.
Фантазия сценаристов на этот раз повела зрителей за собой,вовлекая в водоворот интриг по методу «от обратного».В первой же серии мы наблюдаем,как во время выступления на карнавале,прямо на глазах у ошеломлённой публики города Сальвадора – юная «Королева» баиянско-африканской музыки «аше»,серейя – падает и истекает кровью,получив смертоносную пулю в сердце.Следующие три части новеллы – представляют собой флэшбэки-подсказки,в течение которых детективу Аугуштао в блистательном исполнении небезызвестного Маркуса Палмейры(а заодно и всем зрителям) – открывается горькая правда об убийце и нетривиальном мотиве преступления.
Самым интересным в «структуре» четырёхсерийки
«Песнь Русалки» – мне видится совмещение двух жанров – детектива и любовной
драмы.Детективная линия в данном случае – лишь «фасад»,за которым прячется
подтекст глубокий,пронзительный и сильный.Создатели новеллы поделились с
публикой своими размышлениями на тему бескорыстной и опасно-возвышенной любви.Речь
– об отношениях поклонника и Музы…
Странно,труднообъяснимо,но факт – в наш век
пресыщения кино- и теле-аудитории(любого интеллектуального уровня)всевозможными
жанрами,стандартными и уникальными сюжетными ходами и даже гиперреалистичными
сценами – на истории о платонической любви(по сути,об истинной дружбе,которой
не страшна даже Смерть)словно наложено негласное табу.А ведь далеко не нова
мудрая мысль(озвучу её по-своему):все ситуации на свете в основе своей содержат
восприятие конкретным человеком(или группой лиц) – проблематики,и,главное –
метафизической природы Любви и Смерти.(Даже неудержимая жажда свободы – лишь
одна из форм выражения любви…).То есть,выбор сюжетных концепций у сценаристов –
мягко говоря,неширок.Как было написано в хорошей книге об искусстве:«Изучающие человеческую цивилизацию
историки-романтики,а никак не историки-сухари – с полной ответственностью
смогли бы признать,что никакой другой истории,кроме истории человеческих чувств
и взаимоотношений,не существует».
Отношение многих моих современников к Смерти
удручает.Её сторонятся,игнорируя старение,немощность,страдание,и,особенно –
неизвестность и непредсказуемость.Без философии – нет вдохновения,ЦЕЛИ –
и,значит,нет искусства.Философия же ПОГИБАЕТ,если люди перестают ощущать
неразрывную связь Смерти с Жизнью,двух элементов одного пути,в товремя как
из-за каждого угла – поступает информация о войнах,убийствах,катастрофах и
неизлечимых болезнях.Посмотрев печальную бразильскую новеллу о Серейе,которой
суждено было покинуть этот мир на пике молодости,красоты и славы,но зато успеть
узнать истинную любовь и преданность друга – я задаюсь вопросом:«А что же мои
современники о Любви-то думают?..».И быстро отмечаю – слово «Любовь» сегодня –
часто воздействует на людскую психику столько же отталкивающе,как и «Смерть».
В ХХI
веке модно отрицать существование «Любви» как способности пойти на
жертву(маленькую или огромную)ради другого человека.Либо ярлык «love» - навешивается на всё и всех
подряд.(Такая «любовь-фейк» - подобна версии смерти из низкопробных ужастиков –
грязным полчищам зомби,инопланетных монстров и прочих уродцев,не наделённых
светом разума и оставляющих на своём пути реки крови).
Я считаю,что именно вследствие массовой
злотворной привычки очернять образы Смерти и Любви – в некоторых странах
бразильский сериал стал синонимом банальности,безыдейности и «розовых
соплей».Однако,очевидно – невозможно адекватно оценить фирменные новеллы
бразильцев,не понимая достаточно хорошо менталитет этого народа(и
руководствуясь слухами).Бразильцы живут чувствами и не боятся Смерти.Эта
неповторимая экспрессия нотками некоторой «юной» наивности и восторженности – и
отражается в их кинотворчестве.
Далеко
не каждый бразильский сериал заканчивается хэппи-эндом.Тёмный тяжёлый осадок в душе
оставляет история Леандро Дантеса и Антонии из «Утраченной любви»,но ещё
мучительней – звучит (учитывая и траурно-эмоциональный инструментальный трек «Maria Sereia») «песня» о «Королеве» баиянского аше и её
преданном поклоннике.(Кстати,в обеих новеллах – главную героиню воплотила Изис
Валверде – и я считаю,лучше неё с этой задачей никто бы не справился.Долгое
время артистке доставались роли простушек и глупышек,и только драматический
материал – поспособствовал подлинному раскрытию её таланта).
Кровью поставив «отправную точку развития сюжета»(гибель певицы Серейи во время собственного шоу на карнавале) – сценаристы коварно заигрывают со зрителем,предлагая ему множество интерпретаций произошедшего.(То ли девушку убили по причине ревности,то ли – из-за денег\наркотиков,то ли потому,что она успела насолить самому губернатору Баии,доктору Жотабе(Маркус Каррузо),присутствовавшему на роковом концерте – своим честным спичем о продажности его менеджера,Туты Тавареса(Марселу Медичи).(Последнему – было почти приказано выкупить все права на продюсирование юной звезды).
Первые
два эпизода образ Серейи воспринимается в неприятном свете:инфантильным и даже
аморальным.Нам демонстрируют – певица живёт одним днём,тусовками,легко предаёт
людей,совершенно не щадя чужих чувств.Она вступает в любовную связь со своим
первым продюсером,бывшим наркодилером Паулиньо(Габриэль Брага Нуньес);с агентом
Марой Морейро(Камилла Моргаду);с композитором Жоржи «де Огумом»,мужем
Марины,жрицы культа кандомбле – подруги и наставницы Серейи,предсказавшей ей
успех на сцене…
Как зрительница я пребывала в полном недоумении из-за подлых поступков героини Изис Валверде.Логически можно было вывести,что ослеплённая славой и деньгами девушка – пустилась во все тяжкие,но не укладывалось в голове то,насколько насколько жестоко Серейя обращалась с членами своей команды,тем не менее,продолжая называть их «семьёй»!Как могла сирота,у которой в этой жизни никого и не осталось рядом,кроме друзей,например,обмануть свою духовную наставницу?Женщину,пытавшуюся смягчить хоть немного её тоску по матери?Зачему Серейя так грубо и опрометчиво порвала все отношения с Марой,включая профессиональные?Морейро была хорошим агентом!Зачем,зная,что Тута Таварес – «мутный» тип – девушка позволила ему ошиваться рядом с собой и претендовать на продюсерские права?
Как зрительница я пребывала в полном недоумении из-за подлых поступков героини Изис Валверде.Логически можно было вывести,что ослеплённая славой и деньгами девушка – пустилась во все тяжкие,но не укладывалось в голове то,насколько насколько жестоко Серейя обращалась с членами своей команды,тем не менее,продолжая называть их «семьёй»!Как могла сирота,у которой в этой жизни никого и не осталось рядом,кроме друзей,например,обмануть свою духовную наставницу?Женщину,пытавшуюся смягчить хоть немного её тоску по матери?Зачему Серейя так грубо и опрометчиво порвала все отношения с Марой,включая профессиональные?Морейро была хорошим агентом!Зачем,зная,что Тута Таварес – «мутный» тип – девушка позволила ему ошиваться рядом с собой и претендовать на продюсерские права?
Перечисленные и другие странности поведения героини – до поры до времени сбивали зрителя с толку.Не стоит мне стремиться в точности описать все тонкие хитросплетения сюжета «O canto da Sereia».Сейчас – остановлюсь лишь на ключе к разгадке преступления и этически-художественной основе новеллы.Этот «ключ» – персонаж,которому намеренно уделяется маловато экранного времени:стилист,визажист,парикмахер,гей и самый большой поклонник Серейи – невзрачный парень с псевдонимом So Love.
Он словно был Её тенью.Пока своеобразная
«семья» Серейи – Паулиньо,Тута и Мара – буквально разрывала новоиспечённую
звезду на части,So
Love
вёл себя как профессионал и друг.Молча делал свою Сирену совершенной,не требуя
взамен ничего,кроме улыбки на нежном личике и возможности слышать её голос.Даже
сцена бурного Дня Рождения артистки – примечательна тем,что поздравив
именинницу и сделав несколько фото,So Love быстро ускользает от зрительского
внимания.Только на устроенном губернатором громком прощании горожан с певицей –
парень стоял первым возле самого гроба…
Финальный,четвёртый эпизод новеллы – дал
понять,что «Песнь Русалки» – это история о жертве ради истинной любви.Серейя
вдруг перестала быть в моих глазах инфантильной и жестокой эгоисткой,а So Love – проявился как сильная
личность.Оказалось,у девушки был обнаружен рак головного мозга,прогноз – самый
неутешительный.(Человек пожилой,которого поддерживает кто-то из родных(реальная
семья,а не агенты и любовники) – с трудом,но иногда воспринимает такой приговор
философски.А как в этом случае быть сироте и совсем молодой артистке,чьи
единственные счастливые моменты в жизни – связаны со
сценой,пением,танцами,возможностью дарить людям праздник?..).Мучаясь от
страшных головных болей и притупляя их наркотиками,Серейя осознала,какая участь
её ожидает.И решила,что имеет право как минимум «уйти красиво»,обманув и
опередив само всемогущее время…«Королева» аше отыскала салвадорского бандита,с
которым была знакома прежде.Но Марк ударился в религию(культ кандомбле),стал
новым человеком – и отказал приятельнице в последнем выстреле…
Серейе не у кого было просить помощи…не у
кого,кроме… So
Lov’a…(два года отслужив в армии,он имел
неплохой опыт стрельбы…).
В один из вечеров Муза нагрянула с визитом к своему верному поклоннику.Она привела его в номер,наполненный мечтами,задумав на прощание совершить маленькое чудо…подарить другу всё,что у неё есть…память о себе:лучшие сценические костюмы,самые красочные номера журналов со своими фото на обложках…поцелуй…«только ты можешь сделать это для меня…»…
И Серейя была права.Лишь тот,кто по-настоящему
любит,пойдёт на ТАКУЮ жертву…
Жоао Мигель,уроженец Салвадора,человек
заурядной внешности,зато,по словам кинокритиков,недюжинного таланта(в «Песне
Русалки» – я увидела его впервые) – идеально сотворил образ хрупкого и жеманного
снаружи и такого сильного и цельного внутренне So Lov’a.По воле сценаристов парень
оказался способен не только в нужный момент нажать на спусковой крючок и не
промазать,стреляя в сердце близкому человеку,но и обставить «Последнее Шоу»
своей Королевы так,как она пожелала.Он выбрал для Неё «платье
Русалки»,сотканное из жемчужин.Сделал причёску,нанёс макияж в виде золотистых
пайеток-«чешуек»,гармонирующих с тенями оттенка морской волны…Он сумел достать
ружьё через Паулиньо.Не проболтаться никому лишнему о том,что должно случиться
на карнавале(не обнаружить свой страх).И создать красивую легенду о кончине
своей Музы,не выдав полиции и прессе личность заказчика и истиннный мотив
преступления.
Нужно отдать должное – бразильцы внимательно
отнеслись к символизму в этой новелле.Центральную героиню зовут Серейя(Русалка)
– дочь Богини вод Иеманджи.Паулиньо дарит девушке медальон с изображением этой
морской покровительницы,который певица теряет за не сколько часов до
выстрела.Мара – делает Серейе другой презент – блокнот в чёрной
обложке,помеченной буквой «S».Сразу
после этого – у девушки случается первый приступ,возвестивший о страшной
болезни.(Вдумайся,читатель…если,конечно,ты ещё не устал следовать за моей
извилистой,словно волны,мыслью – чёрная(ТРАУРНАЯ) именная записная книжка!).На
первой странице дневника девушка пишет:«Я скоро умру…».
Мельком показав в кадре руки в кружевных
перчатках,нам туманно намекают – убийца был одет в карнавальный костюм(позже мы
понимаем,что это не было простой маскировкой – сам выстрел носил
торжественный,театрализованно-ритуальный характер!В финальной серии зритель
узнаёт – герой утопил свою «одежду палача» в море – принёс в дар Иемандже…).
За секунду до гибели артистка видит птицу(символ
души) в небе – и подаёт другу сигнал к действию,распростёрши руки,как
крылья…наконец,сам So
Love,убегая
от детектива Аугуштао в парике и в одной из «русалочьих» сценических накидок
своей Музы – со спины и в полумраке «превращается» в призрак Серейи...он хочет
броситься вниз с балкона…распростёрши руки,словно крылья…
Возможно,кому-то из ценителей кино
«истинно-бразильская» подача материала,когда драматизм происходящего на экране
доводится едва ли не до абсурда – не покажется близкой.На мой же взгляд,такое
современное творчество – сродни созданию новых мифов.Мифов неумолимо
ускользающей к закату эпохи чувственного,интуитивного познания мира(в том числе
– мастерами кино)…новелла «O
canto
da
Sereia»
- утвердила архетип абсолютной(«божественной»)жертвенности в ответ на
абсолютные страдания любимого существа.(На «языке» привычного для меня
астрологического символизма – это знак Рыб).Видимо,неспроста фоном для всей
драмы послужил воспетый Жоржи Амаду Салвадор,столица штата баия с его «морским» культом
Иеманджи.Финальная фраза сериала принадлежит детективу Аугуштао и вторит моим
впечатлениям об увиденном:«Она добилась
того,чего хотела.Серейя стала мифом…запечатлелась в памяти у всех
красивой,весёлой,непревзойдённой…»(с).
Я считаю,что «Песнь Русалки» – снята в лучших традициях латиноамериканского
мистического реализма.Предчувствие и языческое предсказание на ракушках гибели
главной героини здесь перекликается с объективной
«необходимостью»,обоснованностью этой Смерти,детективное расследование – с
тонким психологическим подтекстом…отдельной похвалы заслуживает сцена последних
минут жизни девушки.Зритель видит небо,бегущих к певице людей глазами самой
умирающей.Голоса сливаются,лица постепенно тускнеют,«размываются»…душа героини
постепенно устремляется в море,о котором так сладко пела секунды назад – и так
отчаянно мечтала…
Любопытно,что лишь в четвёртом,последнем эпизоде – зрители узнают реальное имя убийцы(Жералду).Его произносит Серейя.Быть может,таким образом сценаристы подчёркивают особенную,предельно искреннюю связь Музы и её воздыхателя,и важность самого поступка персонажа Жоао Мигеля.Мне приходит на ум,что второе,скрытое название новеллы – «Такова любовь».
Самым красивым и ценным в этой истории – считаю авторский порыв осветить как можно лучше тему «высоких чувств к Музе».Столь сложный вопрос занимает мой беспокойный ум уже давно.Размышляя о поступке Жералду,чётко осознаёшь что это был единственный выход из ситуации для него.Способ остаться человеком,другом,НЕ ПРЕДАТЬ свою любовь.Самая страшная дилемма на свете – молча наблюдать,как любимый человек умирает в муках – или же стать его палачом.Когда So Love делает свой выбор,держа Серейю за руку,напоследок он просит её лишь об одном:«Не переставай петь для меня…спой мне…»…и она поёт…тихо,без аккомпанемента,без микрофона…а зритель почти ощущает,как в такт мелодии – тревожно бьются два сердца,одному из которых вскоре предстоит замолкнуть навеки…



Комментариев нет:
Отправить комментарий