воскресенье, 19 февраля 2017 г.

SO LOVE.



«Если не знает никто,почему улыбаемся мы

и не знает никто,отчего мы рыдаем,

если не знает никто,зачем рождаемся мы,

и не знает никто,зачем умираем,



если мы движемся к бездне,

где перестанем быть,

если ночь перед нами темна и безгласна…

Давайте,давайте по крайней мере любить!

Быть может,хоть это не будет напрасно».

  Амадо Нерво. 

«Из зелёной волны златотканую сеть
Извлекает дневное светило…
Я хотел бы как солнечный луч умереть,
Раствориться в волне белокрылой…».
 
Мануэльс Гутьеррес Нагера,«В тот час».



 «Ради единственной настоящей любви можно пожертвовать всем – даже жизнью.Это было моим прощальным подарком – борьба страсти и смелости».(с).


Жералду «So love»,«O canto da Sereia».


  После ознакомления с такими(не побоюсь использовать здесь пафосные слова)шедеврами бразильского драматического искусства,как «Amor a vida» и «Amores roubados» я думала,что впредь сюжет и персонажи новеллы не поразят меня в самое сердце.Доведённая до магнетической театральной гипертрофированности эмоций на экранах долгая история войны и примирения Феликса Хоури с собственным отцом-деспотом и короткий зловещий рассказ о трагической судьбе полного надежд рискового парня по имени Леандро Дантес,возвратившегося после учёбы и стажировки в большом городе в родной сертан…и первый,и второй сюжеты продемонстрировали мастерство бразильцев филигранно выписывать и воплощать в кино образы любой сложности и погружать зрителя в совершенно особенную атмосферу места действия(будь то каменные «джунгли» Сан-Паулу,сакральные развалины Перу или дикий опсёлок,вся жизнь которого вращается вокруг одного винодельческого предприятия).Авторы и актёрские команды обеих упомянутых новелл подняли планку качества работы настолько высоко,что у меня,например – язык не поворачивается называть их детищ зрелищем чисто развлекательным.И,тем более,с чем-то пытаться сопоставить эти оригинальные киноистории.

 Однако,недавно моё внимание захватил мини-сериал 2013г. «Песнь Русалки».И я убедилась,что бразильцы – способны удивлять вновь и вновь.




Фантазия сценаристов на этот раз повела зрителей за собой,вовлекая в водоворот интриг по методу «от обратного».В первой же серии мы наблюдаем,как во время выступления на карнавале,прямо на глазах у ошеломлённой публики города Сальвадора – юная «Королева» баиянско-африканской музыки «аше»,серейя – падает и истекает кровью,получив смертоносную пулю в сердце.Следующие три части новеллы – представляют собой флэшбэки-подсказки,в течение которых детективу Аугуштао в блистательном исполнении небезызвестного Маркуса Палмейры(а заодно и всем зрителям) – открывается горькая правда об убийце и нетривиальном мотиве преступления.

  Самым интересным в «структуре» четырёхсерийки «Песнь Русалки» – мне видится совмещение двух жанров – детектива и любовной драмы.Детективная линия в данном случае – лишь «фасад»,за которым прячется подтекст глубокий,пронзительный и сильный.Создатели новеллы поделились с публикой своими размышлениями на тему бескорыстной и опасно-возвышенной любви.Речь – об отношениях поклонника и Музы…

 Странно,труднообъяснимо,но факт – в наш век пресыщения кино- и теле-аудитории(любого интеллектуального уровня)всевозможными жанрами,стандартными и уникальными сюжетными ходами и даже гиперреалистичными сценами – на истории о платонической любви(по сути,об истинной дружбе,которой не страшна даже Смерть)словно наложено негласное табу.А ведь далеко не нова мудрая мысль(озвучу её по-своему):все ситуации на свете в основе своей содержат восприятие конкретным человеком(или группой лиц) – проблематики,и,главное – метафизической природы Любви и Смерти.(Даже неудержимая жажда свободы – лишь одна из форм выражения любви…).То есть,выбор сюжетных концепций у сценаристов – мягко говоря,неширок.Как было написано в хорошей книге об искусстве:«Изучающие человеческую цивилизацию историки-романтики,а никак не историки-сухари – с полной ответственностью смогли бы признать,что никакой другой истории,кроме истории человеческих чувств и взаимоотношений,не существует».

 Отношение многих моих современников к Смерти удручает.Её сторонятся,игнорируя старение,немощность,страдание,и,особенно – неизвестность и непредсказуемость.Без философии – нет вдохновения,ЦЕЛИ – и,значит,нет искусства.Философия же ПОГИБАЕТ,если люди перестают ощущать неразрывную связь Смерти с Жизнью,двух элементов одного пути,в товремя как из-за каждого угла – поступает информация о войнах,убийствах,катастрофах и неизлечимых болезнях.Посмотрев печальную бразильскую новеллу о Серейе,которой суждено было покинуть этот мир на пике молодости,красоты и славы,но зато успеть узнать истинную любовь и преданность друга – я задаюсь вопросом:«А что же мои современники о Любви-то думают?..».И быстро отмечаю – слово «Любовь» сегодня – часто воздействует на людскую психику столько же отталкивающе,как и «Смерть».

 В ХХI веке модно отрицать существование «Любви» как способности пойти на жертву(маленькую или огромную)ради другого человека.Либо ярлык «love» - навешивается на всё и всех подряд.(Такая «любовь-фейк» - подобна версии смерти из низкопробных ужастиков – грязным полчищам зомби,инопланетных монстров и прочих уродцев,не наделённых светом разума и оставляющих на своём пути реки крови).

 Я считаю,что именно вследствие массовой злотворной привычки очернять образы Смерти и Любви – в некоторых странах бразильский сериал стал синонимом банальности,безыдейности и «розовых соплей».Однако,очевидно – невозможно адекватно оценить фирменные новеллы бразильцев,не понимая достаточно хорошо менталитет этого народа(и руководствуясь слухами).Бразильцы живут чувствами и не боятся Смерти.Эта неповторимая экспрессия нотками некоторой «юной» наивности и восторженности – и отражается в их кинотворчестве.
 Далеко не каждый бразильский сериал заканчивается хэппи-эндом.Тёмный тяжёлый осадок в душе оставляет история Леандро Дантеса и Антонии из «Утраченной любви»,но ещё мучительней – звучит (учитывая и траурно-эмоциональный инструментальный трек «Maria Sereia») «песня» о «Королеве» баиянского аше и её преданном поклоннике.(Кстати,в обеих новеллах – главную героиню воплотила Изис Валверде – и я считаю,лучше неё с этой задачей никто бы не справился.Долгое время артистке доставались роли простушек и глупышек,и только драматический материал – поспособствовал подлинному раскрытию её таланта). 



  
Кровью поставив «отправную точку развития сюжета»(гибель певицы Серейи во время собственного шоу на карнавале) – сценаристы коварно заигрывают со зрителем,предлагая ему множество интерпретаций произошедшего.(То ли девушку убили по причине ревности,то ли – из-за денег\наркотиков,то ли потому,что она успела насолить самому губернатору Баии,доктору Жотабе(Маркус Каррузо),присутствовавшему на роковом концерте – своим честным спичем о продажности его менеджера,Туты Тавареса(Марселу Медичи).(Последнему – было почти приказано выкупить все права на продюсирование юной звезды).

 Первые два эпизода образ Серейи воспринимается в неприятном свете:инфантильным и даже аморальным.Нам демонстрируют – певица живёт одним днём,тусовками,легко предаёт людей,совершенно не щадя чужих чувств.Она вступает в любовную связь со своим первым продюсером,бывшим наркодилером Паулиньо(Габриэль Брага Нуньес);с агентом Марой Морейро(Камилла Моргаду);с композитором Жоржи «де Огумом»,мужем Марины,жрицы культа кандомбле – подруги и наставницы Серейи,предсказавшей ей успех на сцене…

 Как зрительница я пребывала в полном недоумении из-за подлых поступков героини Изис Валверде.Логически можно было вывести,что ослеплённая славой и деньгами девушка – пустилась во все тяжкие,но не укладывалось в голове то,насколько насколько жестоко Серейя обращалась с членами своей команды,тем не менее,продолжая называть их «семьёй»!Как могла сирота,у которой в этой жизни никого и не осталось рядом,кроме друзей,например,обмануть свою духовную наставницу?Женщину,пытавшуюся смягчить хоть немного её тоску по матери?Зачему Серейя так грубо и опрометчиво порвала все отношения с Марой,включая профессиональные?Морейро была хорошим агентом!Зачем,зная,что Тута Таварес – «мутный» тип – девушка позволила ему ошиваться рядом с собой и претендовать на продюсерские права?


  
 Перечисленные и другие странности поведения героини – до поры до времени сбивали зрителя с толку.Не стоит мне стремиться в точности описать все тонкие хитросплетения сюжета «O canto da Sereia».Сейчас – остановлюсь лишь на ключе к разгадке преступления и этически-художественной основе новеллы.Этот «ключ» – персонаж,которому намеренно уделяется маловато экранного времени:стилист,визажист,парикмахер,гей и самый большой поклонник Серейи – невзрачный парень с псевдонимом So Love.

 Он словно был Её тенью.Пока своеобразная «семья» Серейи – Паулиньо,Тута и Мара – буквально разрывала новоиспечённую звезду на части,So Love вёл себя как профессионал и друг.Молча делал свою Сирену совершенной,не требуя взамен ничего,кроме улыбки на нежном личике и возможности слышать её голос.Даже сцена бурного Дня Рождения артистки – примечательна тем,что поздравив именинницу и сделав несколько фото,So Love быстро ускользает от зрительского внимания.Только на устроенном губернатором громком прощании горожан с певицей – парень стоял первым возле самого гроба…

 Финальный,четвёртый эпизод новеллы – дал понять,что «Песнь Русалки» – это история о жертве ради истинной любви.Серейя вдруг перестала быть в моих глазах инфантильной и жестокой эгоисткой,а So Love – проявился как сильная личность.Оказалось,у девушки был обнаружен рак головного мозга,прогноз – самый неутешительный.(Человек пожилой,которого поддерживает кто-то из родных(реальная семья,а не агенты и любовники) – с трудом,но иногда воспринимает такой приговор философски.А как в этом случае быть сироте и совсем молодой артистке,чьи единственные счастливые моменты в жизни – связаны со сценой,пением,танцами,возможностью дарить людям праздник?..).Мучаясь от страшных головных болей и притупляя их наркотиками,Серейя осознала,какая участь её ожидает.И решила,что имеет право как минимум «уйти красиво»,обманув и опередив само всемогущее время…«Королева» аше отыскала салвадорского бандита,с которым была знакома прежде.Но Марк ударился в религию(культ кандомбле),стал новым человеком – и отказал приятельнице в последнем выстреле…

 Серейе не у кого было просить помощи…не у кого,кроме… So Lova…(два года отслужив в армии,он имел неплохой опыт стрельбы…).


 
В один из вечеров Муза нагрянула с визитом к своему верному поклоннику.Она привела его в номер,наполненный мечтами,задумав на прощание совершить маленькое чудо…подарить другу всё,что у неё есть…память о себе:лучшие сценические костюмы,самые красочные номера журналов со своими фото на обложках…поцелуй…«только ты можешь сделать это для меня…»…

 И Серейя была права.Лишь тот,кто по-настоящему любит,пойдёт на ТАКУЮ жертву…

 Жоао Мигель,уроженец Салвадора,человек заурядной внешности,зато,по словам кинокритиков,недюжинного таланта(в «Песне Русалки» – я увидела его впервые) – идеально сотворил образ хрупкого и жеманного снаружи и такого сильного и цельного внутренне So Lova.По воле сценаристов парень оказался способен не только в нужный момент нажать на спусковой крючок и не промазать,стреляя в сердце близкому человеку,но и обставить «Последнее Шоу» своей Королевы так,как она пожелала.Он выбрал для Неё «платье Русалки»,сотканное из жемчужин.Сделал причёску,нанёс макияж в виде золотистых пайеток-«чешуек»,гармонирующих с тенями оттенка морской волны…Он сумел достать ружьё через Паулиньо.Не проболтаться никому лишнему о том,что должно случиться на карнавале(не обнаружить свой страх).И создать красивую легенду о кончине своей Музы,не выдав полиции и прессе личность заказчика и истиннный мотив преступления.
 Нужно отдать должное – бразильцы внимательно отнеслись к символизму в этой новелле.Центральную героиню зовут Серейя(Русалка) – дочь Богини вод Иеманджи.Паулиньо дарит девушке медальон с изображением этой морской покровительницы,который певица теряет за не сколько часов до выстрела.Мара – делает Серейе другой презент – блокнот в чёрной обложке,помеченной буквой «S».Сразу после этого – у девушки случается первый приступ,возвестивший о страшной болезни.(Вдумайся,читатель…если,конечно,ты ещё не устал следовать за моей извилистой,словно волны,мыслью – чёрная(ТРАУРНАЯ) именная записная книжка!).На первой странице дневника девушка пишет:«Я скоро умру…».

 Мельком показав в кадре руки в кружевных перчатках,нам туманно намекают – убийца был одет в карнавальный костюм(позже мы понимаем,что это не было простой маскировкой – сам выстрел носил торжественный,театрализованно-ритуальный характер!В финальной серии зритель узнаёт – герой утопил свою «одежду палача» в море – принёс в дар Иемандже…).

 За секунду до гибели артистка видит птицу(символ души) в небе – и подаёт другу сигнал к действию,распростёрши руки,как крылья…наконец,сам So Love,убегая от детектива Аугуштао в парике и в одной из «русалочьих» сценических накидок своей Музы – со спины и в полумраке «превращается» в призрак Серейи...он хочет броситься вниз с балкона…распростёрши руки,словно крылья…



 Возможно,кому-то из ценителей кино «истинно-бразильская» подача материала,когда драматизм происходящего на экране доводится едва ли не до абсурда – не покажется близкой.На мой же взгляд,такое современное творчество – сродни созданию новых мифов.Мифов неумолимо ускользающей к закату эпохи чувственного,интуитивного познания мира(в том числе – мастерами кино)…новелла «O canto da Sereia» - утвердила архетип абсолютной(«божественной»)жертвенности в ответ на абсолютные страдания любимого существа.(На «языке» привычного для меня астрологического символизма – это знак Рыб).Видимо,неспроста фоном для всей драмы послужил воспетый Жоржи Амаду Салвадор,столица  штата баия с его «морским» культом Иеманджи.Финальная фраза сериала принадлежит детективу Аугуштао и вторит моим впечатлениям об увиденном:«Она добилась того,чего хотела.Серейя стала мифом…запечатлелась в памяти у всех красивой,весёлой,непревзойдённой…»(с).
 Я считаю,что «Песнь Русалки» –  снята в лучших традициях латиноамериканского мистического реализма.Предчувствие и языческое предсказание на ракушках гибели главной героини здесь перекликается с объективной «необходимостью»,обоснованностью этой Смерти,детективное расследование – с тонким психологическим подтекстом…отдельной похвалы заслуживает сцена последних минут жизни девушки.Зритель видит небо,бегущих к певице людей глазами самой умирающей.Голоса сливаются,лица постепенно тускнеют,«размываются»…душа героини постепенно устремляется в море,о котором так сладко пела секунды назад – и так отчаянно мечтала…


   
Любопытно,что лишь в четвёртом,последнем эпизоде – зрители узнают реальное имя убийцы(Жералду).Его произносит Серейя.Быть может,таким образом сценаристы подчёркивают особенную,предельно искреннюю связь Музы и её воздыхателя,и важность самого поступка персонажа Жоао Мигеля.Мне приходит на ум,что второе,скрытое название новеллы – «Такова любовь».



Самым красивым и ценным в этой истории – считаю авторский порыв осветить как можно лучше тему «высоких чувств к Музе».Столь сложный вопрос занимает мой беспокойный ум уже давно.Размышляя о поступке Жералду,чётко осознаёшь что это был единственный выход из ситуации для него.Способ остаться человеком,другом,НЕ ПРЕДАТЬ свою любовь.Самая страшная дилемма на свете – молча наблюдать,как любимый человек умирает в муках – или же стать его палачом.Когда So Love делает свой выбор,держа Серейю за руку,напоследок он просит её лишь об одном:«Не переставай петь для меня…спой мне…»…и она поёт…тихо,без аккомпанемента,без микрофона…а зритель почти ощущает,как в такт мелодии – тревожно бьются два сердца,одному из которых вскоре предстоит замолкнуть навеки…



Комментариев нет:

Отправить комментарий