вторник, 28 февраля 2017 г.

ONLY FOR PEOPLE.


 Моя старая рецензия на один из любимых фильмов - "Район № 9" Нила Бломкампа.Перечитала и подредактировала мелкие огрехи...
                           
ONLY FOR PEOPLE.

 


 «Нравится нам это или нет,но все мы – личинки насекомых,вызревающие в человеческих телах…метаморфоза начинается!..пришло время поднять головы…».
 
 Эти пугающие слова Тимоти Лири помогут мне начать повествование.Совсем недавно я посмотрела картину Нила Бломкампа под ничем не примечательным названием «Район №9».Фильм вышел в 2009-ом  году,практически одновременно с Кэмероновским «Аватаром»,но не попал тогда в поле моего зрения.После многочисленных номинаций,«Район №9»получил лишь одну премию – «Брэдбери» – от писателей-фантастов Америки.Общие сборы фильма при более чем скромном бюджете превысили 120млн. долларов.На мой сторонний взгляд,создатели картины могут гордиться результатом проделанной работы и откликом зрителей.Тех же,кто ещё не видел фильм,я призываю отказаться от преждевременных оценок.Все эти рейтинги,десятикратные обмусоливания в сети режиссёрских,сценаристских или актёрских промахов(или даже достоинств) «Района№9» –  лишь информационный шум,отвлекающий неподготовленного зрителя от главного – картина содержит послание.Послание,адресованное если не всему человечеству,то по крайней мере тем,кто ещё способен УСЛЫШАТЬ.Фильм Бломкампа не создаёт впечатление «грохота на пустом месте»,как набившие уже оскомину истории о «перестрелках с агрессивными завоевателями-пришельцами».Нет в нём и мистической зловещей тишины,от которой мороз по коже.Фильм кричит,кричит от боли не одним – миллионом голосов,вызывая странный диссонанс в душах зрителей.Автор режет по-живому,вышибает клин клином,обличая людские пороки,вынося на суд публики социальные проблемы.Бломкамп фактически не приукрашивает хаос,царящий на нашей планете(лишь в паре эпизодов я могла бы отметить оправданную гротескность).



 Я смело окрестила бы «Район номер девять» неким уникальным лекарством для всей современной земной цивилизации.Эликсиром,успевшие принять который как можно быстрее,сумеют пересмотреть свои взгляды на жизнь и встать на путь выздоровления.Хотя бы сделать первый шаг.Ведь все бабочки когда-то были лишь гусеницами…

 Я не привыкла оценивать фильмы,разбирая каждый эпизод,каждую реплику «от и до»,на мельчайшие частички,обязательно в хронологическом порядке.Скорее,сознание само во время просмотра отделяет зёрна от плевел и выхватывает в первую очередь высказывание автора,основной посыл,идею.Хорошим фильмом,наверное,можно назвать тот,где это высказывание,с одной стороны,очень личное(для режиссёра,сценариста,актёра,художника),а,с другой – способно «зацепить» и заставить чувствовать и думать очень многих.То есть,подключить зрителя к коллективному бессознательному…несомненно,«Район№9» соответствует этому моему критерию,вот только эпитет «хороший»…по отношению к данному фильму его следует убрать,перечеркнуть.Нужно нечто более впечатляющее,но я не хочу «играть в слова.Назовите картину «гениальной»,если угодно.Она душераздирающая,горькая,она…жестокая,но в то же время взывающая к разуму и справедливости.Следуя своей традиции,напишу о впечатлениях и внутренних переживаниях,вызванных фильмом.

 С первыми же эпизодами «Района№9» во мне возникло дежа-вю.Да,где-то я это уже видела…но не в кино.Похожие образы,аналогичную эстетику несут многие картины знаменитого,но оттого не менее талантливого Х.Р.Гигера.Гниение,ощущение болезни,чего-то скользкого и липкого…личинки,жизнь которых так хрупка и может оборваться в любую секунду.Оборваться,едва зародившись…слизь,кровавые пятна,щупальца,преобладание бурых и чёрно-коричневых оттенков.Ещё металл…колючие изгороди…грязь,много грязи.Упадок сил.Непонятное,гнетущее,душащее ,разрушающее тебя изнутри чувство.Подобное,за исключением воздействия работ Гигера,со мною в жизни сотворило лишь прочтение повести Кафки «Превращение».

 И вдруг перед моими глазами предстаёт огромная тарелка.Аппарат завис в небе над южноафриканским Йоханнесбургом.Засвис аж...на двадцать лет…



  Как могло НЛО два десятилетия провисеть над городом,не сподвигнув при этом людей предпринять что-либо?..остаётся только гадать.Да,мы узнаём,что сначала люди просто-напросто испытывали страх…вот она,противоречивость человеческой натуры:мы ждём гостей с далёких звёзд,но,когда событие уже произошло –предпочитаем закрывать глаза ,открещиваться от этого.Удивительно хотя бы то,что тарелку не попытались расстрелять.(Ведь людям свойственно судить обо всех по себе:если мы разжигаем войны,значит,иным цивилизациям должно быть интересно то же самое.Если мы изучаем планеты и космическое пространство с помощью аппаратов и зондов – возможно,и наши соседи вот-вот начнут высаживать(или уже высадили)своих роботов поскоблить землю,и проводить опыты над живыми существами,в том числе и людьми).Вероятно,лишь инстинкт самосохранения не дал властям ЮАР опрометчиво палить по НЛО,но любопытство пересилило опасение столкновения с чем-то доселе неизвестным.«Лучшее»,что могли придумать люди в данной ситуации – взять,и прорезать дырку в корабле!Понимали ли они,что даже это небезопасно?Наверное.Однако,не понимали – влезая в чужой корабль – необходимо нести ответственность за всё,что будет происходить в дальнейшем,в равной степени с теми,кто находится внутри.А внутри находились…совсем не те,кого ожидали увидеть люди.Кучка слабых,трясущихся,измождённых холодом и голодом кузнечикоподобных существ,изъясняющихся между собой невнятными,трещащими звуками.Первое,что смогли разобрать из этой странной речи люди: «Мы хотим домой».Выяснилось – «моллюски» были низшей расой,что-то случилось с кораблём,и их более сильные и высокоразвитые собратья,бесследно исчезнув,оставили несчастных на произвол судьбы. «Зелёные человечки» мечтали починить корабль и смыться восвояси.Но – не тут-то было.Оказавшись на Земле,пусть даже непреднамеренно,они вынуждены были играть по чужим правилам…

 С сильной,могущественной цивилизацией,люди могли бы вступить в партнёрские отношения или погибнуть в неравном бою.А эти…что с них взять?..не знаю,как в других мирах,но в нашем – слабые и беззащитные обречены влачить жалкое,фактически,рабское существование.



  Вскрытие корабля напомнило мне начало «Превращения» Кафки.Это печальная история коммивояжера Грегора Замзы,который проснулся однажды утром и обнаружил,что превратился в уродливое насекомое.В первой главе повести он только ещё осознаёт свою новую физическую оболочку и учится передвигаться.Когда он отворяет дверь комнаты и предстаёт перед родными – мать падает в обморок,явившийся в дом начальник пятится,раскрыв рот от изумления и ужаса и дрожа всем своим телом,а собственный отец,больно ударив и поранив,силком прогоняет сына под кровать…

 «Став насекомым»,Грегор не утратил способность понимать человеческую речь,только теперь она казалась ему неприятной и раздражающей.Родными же звуки,которые,издавал Замза,воспринимались как «голос насекомого».В фильме инопланетяне понимают землян,но повторить чужую речь у них не выходит – наверное,в силу физиологических особенностей…

 «Район №9» снят в стиле репортажа.Условно историю можно разделить на три части:новости о жизни пришельцев в Йоханнесбурге(с точки зрения людей) и «операция» Викуса по их переселению;история метаморфозы Викуса;возвращение инопланетянина Кристофера с сыном домой,эпилог(снова блок новостей).Фильм-репортаж,съёмка постоянно перемещающейся, «дёргающейся» камерой,якобы в режиме «он-лайн» – не новая идея,но в данном случае придаёт зрелищу дополнительную драматическую окраску.Развитие и раскрытие абсолютно любой киноистории для меня – движение.Характер этого движения всегда разный.(Даже тупые мелодрамы «для домохозяек»,если задуматься,представляют собой вялое топтание на месте).«Район»же моментально затягивает зрителя,в том числе и благодаря повышенной напряжённости сюжета,постоянному мельтешению,беспорядочности,смене реплик,сцен.Глаз не может долго задерживаться на чём-то одном в этой картине, нужно успеть прочитать «бегущую строку» новостей или перевод диалога между пришельцами.Лишь иногда камера внезапно перестаёт «бесноваться» – демонстрируя крупным планом лицо инопланетянина,только что потерявшего друга,пятно крови или предательские руки,прижимающие тело Викуса к операционной койке.Этим наиболее душераздирающим моментам моментам фильма вторит эмоционально-напряжённая музыка Клинтона Шутера…


  
 В новостях ведущие,горожане рассказывают нам,что пришельцам великодушно выделили для временного проживания «Район№9».Голос диктора сообщает: «Для них были созданы прекрасные условия…».На деле же – мы видим полуразвалившиеся хижины,горы мусора(моллюски им питаются),высокие железные изгороди,отделяющие девятый район от остального города.Антисанитарию,вонь и мрак.Повсюду висят таблички: «Only for people»(именно эта фраза,наряду с «You are not welcome here»),стала основой рекламной компании перед мировой премьерой кинокартины.Горожане жалуются,что инопланетяне нападают на них(зафиксированы даже случаи убийств),постоянно нарушают закон,и вообще,крайне омерзительны на вид.Все эти новости,перемежающиеся кадрами пейзажей трущоб,создают впечатление бесконечного хаоса.Уже задумываешься – не для того ли на Землю угораздило прибыть существ,способных поедать мусор – чтобы хоть какую-то часть нашей территории очистить от постоянно разрастающейся «помойки»?Мусор на улицах,кругом,тьма в сознаниях,и,как не прискорбно об этом говорить – в сердцах.Так  вот на что намекает Бломкамп ещё в зачине своей истории?Даже новости лишь сбивают обывателей с толку.Никто не говорит о том,что пришельцы нуждаются в помощи,что для них нет достойных рабочих мест,нет элементарного медициского обслуживания.Что они не приспособлены к жизни на Земле,а здешних законов не знают и подавно.Ведь,первым делом после вскрытия корабля их лишили даже имён!Или отсутствия имён…выдали удостоверения личности на земные имена под благовидным предлогом – теперь пришельцы полноправные граждане ЮАР!Но документы лишь помогают осуществить тотальный контроль над расой моллюсков.Малейший проступок – и люди в форме уже на пороге дома.Да,они приходят и убивают детей пришельцев – ибо:«эти твари слишком активно плодятся…».Численность популяции уже превысила миллион…

 Реальность фильма пугает и отталкивает.А ведь она мало чем отличается от нашей с вами действительности.Включите новости – разве не идентичную картинку увидите вы?Вот где-то идёт война,вот люди умирают от голода,засухи,болезней и неурожая.Но: «Всё будет хорошо,мы уже принимаем меры,делаем возможное и невозможное…».Натянутая улыбочка ведущего.А потом какая-нибудь реклама жвачки или стирального порошка.Беда с нами,человеческими существами,даже не в том,что давно нам уже пора прекратить конфликтовать и лить кровь невинных, на почве расовой или иной неприязни.Беда в том,что люди привыкли к жестокости,насилию,хаосу вокруг себя.Мысленно поставьте на место инопланетян в фильме индейцев,африканцев,евреев…кого угодно из категории «не такие,как все»…да хоть лиллипутов.Разве что-то изменится?И я снова и снова возвращаюсь к одному и тому же вопросу,задавая его себе сотни раз – неужели на такую катастрофическую «помойку»,как наша планета,когда-нибудь изъявят желание прибыть представители каких-нибудь высокоразвитых цивилизаций?..


  
 Вернёмся к инопланетянам.Специально созданная,для того,чтобы ими «заниматься»,организация MNU после многочисленных жалоб горожан решает переселить моллюсков из «Района №9» в «Район№10».По сути,снова в смрадные трущобы,только ещё хуже прежних.Лишить несчастных даже этих жалких хижин,в которых те худо-бедно прижились,обрекая на верную мучительную гибель…по закону, «зелёных человечков» обязаны были предупредить за 24 часа о том,что им нужно покидать свои дома.Документы должны были быть подписаны добровольно.Но…бумаги оказываются лишь фикцией,а выселять бедолаг являются военные.Операцией по переселению «руководит» Викус ван де Мерве(Шарлто Капли).

 Вообще,говоря о «Районе9»,неплохо было бы даже назвать зрелище «фильмом одного актёра».(Моллюсков,к слову,оживили,используя популярные ныне технологии – графика+актёрская игра.Поэтому они для меня – внекатегорийны).Фильм призван на примере Викуса заставить людей взглянуть на себя и узнать свои самые тёмные стороны.Викус – заурядный представитель вида «homo sapiens», «белый воротничок»,офисный червь.И вот,внезапно,ему доверяют ДЕЛО!Да ещё какое!Нужно поехать в «Район №9»,предоставить пришельцам «бумаги» на выселение…по сути же,Викусу предстоит лишь покрасоваться в документальной ленте для народа.Никому нет дела до каких-то там букашек,копошащихся в мусоре и подсевших на своеобразный наркотик – кошачий корм.И сыграть роль «миротворца» доверили самому бесполезному человеку.А чтобы побыстрее разобраться с незваными гостями,скрыться от проблемы,к Викусу приставили верзил с ружьями…

«Когда мало пищи,Тараканы не жалуются:сначала они съедают мёртвых сородичей,потом молодых,потом поедают друг друга.»

«Один за всех и все за одного – вот девиз Таракана,при условии,что этот один – он сам».

 Таковы «заповеди»,описанные в ещё одном интересном произведении,которое сподвиг меня вспомнить фильм Бломкампа – речь идёт о романе господина под псевдонимом Tyler Knox – «Таракан».История,рассказанная «Ноксом» – прямая противоположность «Превращению» Кафки.Главный герой – обыкновенный рыжий таракан,который таинственным образом обрёл человеческое тело,но при этом сохранил сознание насекомого.

 Бесполезно сейчас будет вспоминать все злоключения,выпавшие на долю Викуса,как и приключения Таракана,получившего в мире людей с новым телом и новое имя – Джерри Блатта;или медленное угасание коммивояжера Грегора Замзы.Мне,наверное,далеко до обречённости и драматизма Кафки,острословия Нокса,и я не смогу в своей скромной рецензии передать всей выразительности и пронзительности игры Шарлто Капли(Викус – первая серьёзная роль актёра).Да и не хочу лишать читателей и зрителей будущего удовольствия,поэтому остановлюсь лишь на некоторых моментах,касающихся данных образов.

Грегор.Человеческая душа,тело насекомого.Человек несовершенен.Именно поэтому герой Кафки редко,но метко ошибается.Эти ошибки бумерангом возвращаются к нему же.Замза прячется под кроватью – лишь бы родные не смотрели на него,не мучались от отвращения и стыда.Не выбирается из своего логова даже тогда,когда сестра приносит ему объедки.Лишь ночью заползает на кресло,желая полюбоваться видом из окна(как прежде…),да лазает по стенам комнаты-тюрьмы,разминая лапы.Страдает от того,что в новом уродливом обличье не способен помочь родителям погасить кредиты за дом и осуществить свою мечту – отправить сестру учиться музыке.

Грегор в большей степени архетип и метафора,чем персонаж.Символ физической трансформации,далеко не всегда сопутствующей изменениям внутренним.Пробуждает в читателе страхи перед физическим уродством и немощностью,а так же перед одиночеством и отверженностью.

Блатта.НАСЕКОМОЕ-человек.Первыми людьми,которых он встретил,начав жизнь в новом теле,были мелкие мошенники,наркоторговцы,проститутки и гангстеры.Оказавшись в среде,в которой его рыжему собрату выжить – раз плюнуть – становится криминальным  авторитетом.Позже – занимается политикой.Блатта быстро смекнул,что в мире людей деньги – почти мерило всего.Нахален,груб,чувство любви и сострадания ему неведомо,но охотно делится деньгами,если с ним работают в команде и бесприкословно выполняют приказания.Антигерой.

 Казалось бы,с этими двумя персонажами – всё ясно.И хочется спросить – а причём тут бломкамповский Викус ван де Мерве?Ну,как минимум при том,что представляет собой некую «переходную стадию»(от человека к насекомому?).И,вряд ли даже к концу фильма он определяется,кем хочет быть дальше – моллюском или человеком.(И какой вариант окажется более достойным…).К слову,и Кафка,и Нокс со своими героями уникальным образом,но всё-таки «заигрались в сюрреализм».Только в «Превращении» добро умирает,а в «Таракане» – зло побеждает.А что же в «Районе номер девять?».В доме одного из пришельцев,Кристофера,Викус находит и конфискует контрабанду – пузырёк с непонятной чёрной жидкостью.Жидкость попадает ему на кожу,тут-то и начинается трагедия нашего «миротворца».Вещество вызывает мутацию – тело Ван де Мерве перерождается.Он постепенно превращается в…моллюска…

"Копая землю - покопайся в своей душе".

Рэй Брэдбери.


 История перерождения Викуса – и есть главная часть фильма,та,в которой содержится основная смысловая нагрузка. Несмотря на заявленную «фантастику», «Район №9» - скорее,психологическая драма.Жанр этой кинокартины трудноопределяем.Многие найдут здесь что-то для себя – любителям боевиков и экшнов,несомненно,придётся по вкусу погоня за главным героем и его друзьями-пришельцами в финале.Середина фильма,пожалуй,тянет на триллер.(Страшно смотреть,как Викуса,который считанные дни назад был «надеждой города»,телезвездой,кладут на больничную койку и размышляют вслух(даже не стесняясь выйти за дверь),что с ним делать дальше,какой «кусок» от него отрезать в первую очередь.Сначала решают использовать уже мутировавшую руку,чтобы опробовать инопланетное оружие.«Нет,не буду!..не хочу стрелять в моллюска…он же живой!»…а ещё вчера наш горе-герой демонстрировал на практике,как сделать инопланетянину аборт.(Личинки не могут есть сами,поэтому питательные вещества поступают к ним через специальные соединительные трубки.Достаточно оборвать связь – и всё,существо мертво.«Трубки» напомнили мне пуповину…).

 Когда же тест на овладение оружием пройден на «отлично»,единственное,что,по мнению специалистов,можно сделать теперь с Викусом – разобрать его на органы для генных исследований.(Точно так же,как они разбирают моллюсков).Над грудью мутанта зависает холодный инструмент «мясника» – ему уже готовы по-живому вырезать сердце…и тут,на волоске от смерти,что-то меняется в нашем герое…процесс физической(внешней)трансформации совпадает с трансформацией внутренней…однако,происходит не превращение «из гусеницы в мотылька»,а,наоборот.Викус должен вернуться в самое начало пути,к состоянию личинки,зародыша,моллюска,чтобы наконец-то вспомнить,что значит «быть человеком»!Своеобразный «девиз» фильма(«Only for people») –  на самом деле содержит подтекст – это и есть послание автора всей земной цивилизации.Не «Земля только для людей»,а досмотреть фильм,и не умереть на месте от отвращения к самому себе и не остаться равнодушным к увиденному – сможет «только человек».Картина предлагает зрителю нравственную дилемму – вроде бы,нужно вставать на защиту «своих»,но каким образом защищать-то?И кого?Головореза из африканской бандитской группировки,которая принуждает бесправных моллюсков работать на себя,собирая внеземное оружие?Безалаберных и бессердечных горожан?Предателей,пославших неподготовленного Викуса «выполнять задание»,а после занёсших нож над его же грудью и устроивших за ним погоню со стрельбой на поражение?И не гуманнее ли на этом фоне выглядит инопланетянин Кристофер,в рыданиях склонившийся над истерзанным телом сородича,позабывший даже то,что его с минуты на минуту могут убить,и что надо бежать?Бломкамп говорит о равенстве,с напором отстаивает главное право любого морально-адекватного существа – право на жизнь.Именно поэтому он выставил в «Районе№9»,мягко говоря,в неприглядном виде,даже своих соотечественников.Нигерийцы в фильме питаются телами пришельцев,так как верят,что подобные «кровавые трапезы» способствуют переселению душ(символ религиозного догматизма,одержимости культом).А,обладая душой моллюска,якобы можно раскрыть тайну сверхмощного оружия.Одной ногой застрявшие в язычестве(причём,в какой-то гипертрофированно-жестокой его форме),другой – желающие совершить пугающий скачок к внеземным технологиям – таковы африканцы из «Района №9».А учёные и военные Йоханнесбурга с таким же нулевым успехом,и с той же целью,что и бандиты,ковыряются в телах умерщвлённых инопланетян.Не имеет значения,какого цвета твоя кожа,и каков твой социальный статус,если у тебя давно уже нет сердца…

  
По сути,кроме Викуса,в фильме людей-то и нет.Ещё можно отметить его соперника – полковника Кобуса.Во многом,Викуса человеком делает,толкает к тому,что придётся меняться(иначе – конец!) – чувство страха.(Не добавили ему смелости ни обладание сверхмощным космическим оружием,ни поддержка друга,ни болевой шок.Сотворить чудо смог лишь эндоскелет,приведённый в движение маленьким сыном инопланетянина Кристофера.Существом,искренне полюбившим своего «однорукого» приятеля Викуса,столь похожего на ребёнка.Очевидно,в ван де Мерве сохранилось что-то детское.Он ещё не испорчен социумом окончательно и бесповоротно).Кобус – полная противоположность Викуса.Страха он не знает вовсе,но есть одно-единственное качество,за которое можно его уважать.Он уже выбрал,на чьей стороне играет.Викус же,едва ли не две трети  фильма – «не с вашими – не с нашими»…

 Стоит выделить один из ключевых моментов истории – в финале фильма мы видим повторы старого репортажа о Викусе,где он говорит с особенной нежностью о своей жене.«Посмотрите(на свадебное фото) – она здесь похожа на ангела.Моя жена – настоящий ангел...».Жена,которая в самую трудную минуту бросила телефонную трубку и не поддержала его хоть словом.(А ведь Викус совершает ради неё своеобразный «подвиг»  решается на самобичевание.Бедолага не смог отсечь себе мутировавшую изуродованную руку,но палец-то отрубил!..).Бломкамп умён – таким хитроумным,витиеватым способом,он подчёркивает высшую,духовную,«божественную» составляющую человеческой жизни.(Напрямую до сердец современных землян,увы,не достучаться).Никакого развития,никакого «прорыва» вперёд не произойдёт,если мы забудем о том,что делает нас людьми.Наша душа.Её способность любить и испытывать боль за других…


  
Даже в новом обличье Викусу ещё несказанно далеко до понимания своего «божественного» начала,истинной сущности.До поисков гармонии,целостности,и смыслов земного существования.Ему предстоит,словно новорождённому,заново учиться ходить,управлять своим неуклюжим телом,разговаривать…но,самое главное – стать гуманным.Не «выживать»,паразитируя на физически или психически более слабых,а жить бок о бок с ними,мирно,буквально «возлюбить ближнего своего…».Если бы не стало «загнивать» тело Викуса,это могло бы вскоре произойти с его душой…

 Грегор Замза,с загнившим яблоком и едва ли затянувшейся раной на спине от карающей беспощадной руки отца,подобно дряхлому терминальному больному,умирает…его тело,на которое родственники не изъявляют желание даже взглянуть,втихаря убирает служанка…

 Джерри Блатта одерживает победу на выборах.

 А Викус ван де Мерве…смотрите сами.И делайте выводы.Только вам выбирать,в каком мире жить.Осветить планету энергией добра или утопить её в океане крови.Смотреть на звёзды или копошиться в собственных экскрементах…
 ........................................................................................................................................................................................

Моя любимая основная музыкальная тема фильма "District 9" :



..........................................................................................................................................................................................................................................

  Хочется дополнить рецензию,обозначив,что автор в своём сюжете провёл аллегорию происходящего с режимом апартеида в родной стране.Конфликт между темнокожим и белым населением ЮАР существует давно - и продолжается и поныне,выливаясь в ту или иную уродливейшую кровавую форму.К сожалению,в таких конфликтах практически всегда многочисленны жертвы с обеих противоборствующих сторон...

 ВСЕ пришельцы (так же,как и люди) - не показаны в "Районе № 9" абсолютно "белыми и пушистыми" или абсолютными "монстрами".
 В самом первом эпизоде мы видим репортаж ТВ,где рассказывают о зверских убийствах инопланетянами людей.Был ли это ответ пришельцев на жестокое обращение и отказ "хомо сапиенс" в помощи по возвращению их домой (а по сути,в создании препятствий к этому) - или наглая ложь СМИ,преследующих цель повлиять на умы общественности - мы никогда не узнаем.Бломкамп непрост - и оставляет сей вопрос на суд совести зрителя.
 Так же,автор преследовал цель воссоздать в картине как можно ярче упадническую "атмосферу 80-х".Я чувствую,что ему это более чем удалось,понимаю его эмоции по отношению к поднятой (скандальной-болезненной,особенно для европейских умов) теме.Хотя не могу быть уверенной ни в чём на 100%.Всегда придерживаюсь мнения - чтобы узнать страну,нужно лично в ней побывать+пообщаться с местным населением (с представителями разных социальных слоёв).(Исторические справки и статьи журналистов - и даже слова участников неких событий,сказанные не тебе лично,глядя в глаза - никогда не дадут более-менее развёрнутого  впечатления о стране или этапе её жизни как единого организма...это лишь информационный фон).

 В любом случае,Бломкампа стоит уважать за то,что в данном сюжете он не обеляет и не очерняет ни одну из конфликтующих сторон.Насилие порождает насилие,а за свои слова нужно нести ответственность.Эта идея фильма - читается сходу,она очень прозрачна.Проблему существ,оказавшихся беспомощными,загнанными угол в собственном корабле - могли бы решить "всем миром",ведь появление внеземной формы жизни - событие мирового масштаба (!).Однако,в "Районе № 9" - власти Йобурга "берут" "работу с пришельцами" в свои руки,словно присваивая лишь себе это уникальное для всех жителей планеты происшествие.Но в результате "заботой о пришельцах" - оказывается в том числе и разбор их тел на органы в лабораториях,и допущение ситуации,когда ради стремления всё-таки вернуться домой - инопланетяне начинают создавать страшный товар - оружие для местных банд...
 Бломкамп не побоялся и рискнул своим фильмом заявить,что агрессия порождает ответную агрессию,геноцид рано или поздно порождает геноцид и зло..."Когда кому-то делаешь больно,НЕ ЗАБЫВАЙ,что эта боль к тебе ВЕРНЁТСЯ.Не сегодня,не завтра.Но вернётся обязательно.Это нынче называют Принципом Бумеранга".(Ширли Мэнсон).

 Возможно,именно из-за скандальности и неполиткорректности сюжета пронзительного"Района № 9" - унылый "Аватар" со слишком однозначными,неживыми персонажами - оказался в числе фаворитов кинокритиков в далёком 2009-ом.Работу Бломкампа по достоинству оценили лишь писатели-фантасты и...дети,судя по отзывам зрителей.Я читала,например,как девушка рассказывала,что смотрела "Девятый сектор" с братом-школьником.Говорит,он заплакал,когда Викус,поставив под угрозу собственную шкуру,помог убежать от преследования своим друзьям - Кристоферу и его маленькому сыну - рискуя потерять драгоценные минуты и быть расстрелянным.(Для труса - это поступок колоссальной силы и доказательство настоящей преданности).Как замечательно,что школьник из России,далёкий от Йобургских реалий (которому,даже будь он отличник по исторической дисциплине - наверняка мало что известно про геноцид хоть темнокожего,хоть белого населения в ЮАР) - столь искренне откликнулся на авторское высказывание Бломкампа.Высказывание,которое освещает проблему не только и НЕ СТОЛЬКО отдельной страны,но и всего МИРА,всего ЧЕЛОВЕЧЕСТВА...когда думаешь об этой слезе ребёнка  - понимаешь,что как минимум для некоторых жителей планеты Земля - ещё не всё потеряно...

 В качестве дополнения к сказанному - статейка ( я согласна со всем,что там написано,за исключением пафосной фантазии журналиста:"А у нас в России расизма нет!" (по губам бы автору съездила за такие слова) ) :

В ЮАР каждый день убивают одного светлокожего землевладельца.

Автор:Михайлов Василий.

«У меня есть мечта!» - говорил в 60-х выдающийся борец за права чернокожего населения Мартин Лютер КИНГ. Казалось бы, она осуществилась. В кресле президента США - Барак ОБАМА, а в ЮАР еще в 1994 году рухнул режим апартеида. Только вот о царстве справедливости, которое грезилось проповеднику, говорить не приходится. И белое большинство в Северной Америке, и белое меньшинство в Южной Африке сами стали притесняемой категорией граждан. Но вряд ли кто-то за них заступится даже 21 марта, в Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

Голая молодая женщина бежала по заснеженным улицам города Уичито, штат Канзас. Она кричала так, что кровь стыла в жилах. Позже оказалось, что у нее в спине была пуля... Женщине повезло. Она единственная, кто выжил в той декабрьской бойне 2000 года.


«Бытовой» садизм.

 

Черные отморозки, братья Реджинальд и Джонатан Карры, ворвались в дом, где было пять человек, неоднократно изнасиловали двух женщин, пытали мужчин. Затем притащили их к банкоматам, выгребли деньги с карточек. А после вывезли пленников на заброшенный стадион и методично пристрелили каждого в затылок. Спаслась лишь одна несчастная...

Казалось бы - какой информационный повод для СМИ! Когда двое белых привязали к машине за ноги негра и волокли его по улице, пока он не скончался, - об этом было во всех новостях. Но этот случай звериной кровожадности национальные каналы США не заинтересовал. Жертвы ведь были белые. А преступники - черные. Никакого убийства на почве расовой ненависти, обычная бытовуха. Хотя до своего налета подонки ранили из пистолета белую 55-летнюю виолончелистку и библиотекаря Энн Уоленту. Она скончалась через три дня... Но разве черные расисты в Америке бывают?!


Братьев поймали, судили и приговорили к смертной казни. Во многих источниках указано - были казнены в 2004 году. Но если покопаться... Мне попалась на глаза публикация в «The Daily Mail», датируемая июлем 2014 года. В ней говорится, что Верховный суд штата Канзас отменил смертный приговор в отношении братьев из-за «процессуальных проблем». Это значит, что негодяи не сидят в мрачной одиночке смертников, как показано в фильме по книге Стивена Кинга «Зеленая миля», а играют в тюремном дворе в волейбол, прессуют белых «ботаников»-заключенных , имея все шансы выйти на свободу «с чистой совестью».



Количество белых в ЮАР, живущих за чертой бедности, постоянно растёт. Они рады продуктовым наборам, которые привозят в их гетто темнокожие благодетели. Фото: © Reuters

 

 

Цвет кожи под запретом.

 

«Судить по двум негодяям обо всех афроамериканцах - все равно что по маньяку Чикатило об украинцах!» - скажете вы. И будете абсолютно правы. Но речь не о цвете кожи, а о системе, которая предъявляет к одной этнической группе требования заведомо ниже, чем к другой. В США, если опасный преступник сбежал из-под ареста, его приметы оперативно передают в СМИ. Только вот расу преступника указывать нельзя. Боже упаси сказать, что он черный! Засудят, оштрафуют, уволят. А определять какого-нибудь беглого серийного насильника граждане должны по характерной мочке уха...

При этом абсолютное большинство преступлений в США совершается черными. 58 процентов всех арестованных за незаконное хранение оружия - негры. 64 процента преступлений с особой жестокостью совершаются ими же; соотношение разбойных нападений, совершаемых неграми и белыми, - 8:1; изнасилований, совершаемых неграми и белыми, - 9:1; убийств, совершаемых неграми и белыми, - 14:1; вооруженных ограблений, совершаемых неграми и белыми, - 19:1. Толерасты скажут: «Киселевская пропаганда!» Ничуть. Эти цифры писатель Виктор Фридман, бывший житель США, обнаружил на сайте министерства юстиции. Он согласен с тем, что фраза «чувствовать себя белым человеком» в США звучит как издевательство. В интервью «Экспресс газете» Фридман привел потрясающий пример «равноправия»:


- Когда случились события 11 сентября, было принято решение запечатлеть трех героических пожарных, поднимающих флаг над развалинами башен-близнецов. Увы, героическое трио - Дэн Макуильямс, Джордж Джонсон и Билли Айзенгрейн оказались белокожими. Не политкорректно! И чиновники нашли блестящее решение: одного из них сделать негром, а другого - мексиканцем. При том, что 90 процентов пожарных Нью-Йорка - белые. Возмущенные герои написали письмо мэру - проект трусливо отложили «на неопределенное время».


 

Обратный апартеид.

 

Вот уже седьмой год Южно-Африканской Республикой руководит президент Джейкоб Зума. В апреле ему должно стукнуть 74 года, но он энергичен, как молодой. У дедушки восемь жен, пять из которых - официальные. Зулусы, они такие! Только на содержание президентского гарема из казны государства тратится ежегодно $2 миллиона. Знали бы героические буры, потомки голландских, французских и немецких колонистов в Южной Африке, как будут тратиться богатства страны, за будущее которой они сражались! Именно благодаря белым африканерам, их трудолюбию и упорству, ЮАР стала самой богатой страной континента.

Да, режим апартеида, раздельного существования наций, был бесчеловечен. Но он возник еще и потому, что огромное количество африканских племен на территории Южной Африки не желало менять свой образ жизни. Теперь власть у черных. И?


Белое население практически покинуло центр столицы - Претории, города, который возводился бурами. Некогда цветущий университетский район Санни-Сайд превратился в новый Гарлем. 450 тысяч «бледнолицых» существуют за чертой бедности, а 100 тысяч пытаются выжить в таких местах, как Коронейшен-парк, что в 25 километрах от Йоханнесбурга. Настоящее белое гетто, приметы которого грязь и нищета. Африканеры, которые раньше процветали, называют себя «жертвы обратного апартеида». Им в отличие от бедных черных недоступно даже бесплатное государственное образование. Некогда лучшая на континенте система вузов стремительно деградирует. Учащиеся из дальних селений практически безграмотны. Но согласно новым стандартам, на следующий уровень можно переходить, даже если экзамен провален!


 

Лечение изнасилованием.

 

Уровень преступности в 45-миллионной стране ужасен. Подсчитано, что в среднем за годы правления Африканского национального конгресса каждый день убивают по белому землевладельцу. Но это именно в среднем. Черные любят убивать семьями. Сначала на глазах у родных насилуют женщин, независимо от возраста, а затем вырезают всех поголовно.

Вот лишь один пример. В городе Уокервиль были жестоко убиты супруги Виано. Жена Джеральдина предварительно изнасилована. Их двенадцатилетний сын Амаро утоплен в ванне с кипятком. Изуверы - черный садовник Патрик Редус Радеде и такой же черный сын прислуги Сифо Мбеле. На выходе из здания суда убийц ждали бурные овации соплеменников.


ЮАР удерживает первое место в мире по изнасилованиям и убийству детей. Многие черные настолько дремучи, что твердо уверены - половой акт с девственницей излечивает от СПИДа. А последним заражены около 30 процентов негров. Стоит ли говорить, что при белом правлении все эти показатели были на несколько порядков ниже. А сейчас даже в полицию предпочитают брать черных недоумков, которым нужна власть, чем компетентных белых. И так - на всех уровнях. В общей сложности белое население ЮАР сократилось на четверть - люди бегут из страны.


Что ж, угнетенный белый народ, приезжайте в Россию! Проблем у нас, конечно, хватает, но вот расизма нет - ни белого, ни черного!





 

А еще был случай.

 

Прошлые новогодние каникулы я провел с семьей в южноафриканском курортном городе Дурбан. Снял дом в самом безопасном районе двухмиллионного мегаполиса. Когда приехал на место, сразу насторожился: коттедж окружал трехметровый забор, по верху которого была протянута проволока под током. По периметру видеокамеры. Чтобы попасть внутрь, надо было окрыть не только мощную дверь, но и две решетки. Как оказалось, так же «заняли оборону» и другие владельцы недвижимости. У всех калиток висели таблички с грозными предупреждениями: «Охрана осуществляется такой-то фирмой». На улицах ни разу не встретил белого человека со шпицем или йорком - только с питбулями и стаффордширами, а чаще всего с родезийскими риджбеками - породой, специально выведенной в Южной Африке для охраны и охоты на львов.

У каждого магазина, парковки, учреждения стоит охранник, который контролирует участок метров 30 в длину. Дашь 50 рэндов - он проводит тебя до нужного места. Пользовался услугами ребят постоянно - помнил, как в новогоднюю ночь 2010 года прямо возле отеля в центре Кейптауна на мою жену выскочил из подворотни негр и пытался вырвать сумочку. Но русские не сдаются, мы дали мощный отпор, и грабитель остался ни с чем.


- Где ближайшая остановка автобуса? - спросил я владельца дома.


Он выкатил глаза:


- Сэр, у нас белые ездят только на такси!


В историческом центре города я достал из рюкзака видеокамеру, и тут же рядом остановилась полицейская машина:


- Сэр, для вашей безопасности снимать не стоит!


Гуляя в районе порта - одна из достопримечательностей Дурбана, мы то и дело ловили на себе недоуменные взгляды прохожих. Минут через двадцать поняли, в чем дело: мы были здесь единственными белыми. Сомнения развеялись окончательно, когда к нам подошла негритянка и прямым текстом посоветовала:


- Уходите скорее, здесь вас обязательно рано или поздно ограбят!


И в Индийском океане, в зоне, огороженной от акул металлической сеткой, мы оказались один на один с сотней чернокожей братии. Позже узнали, что все белые купаются в платном аквапарке неподалеку.


Юрий НИКОЛАЕВ, обозреватель «Экспресс газеты».

Комментариев нет:

Отправить комментарий